Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Аюрведа и три закона мироздания

Аюрведа и три закона мироздания

Аюрведа очень тонка и последовательна в любых своих концепциях.

Как любое природное знание, она настолько универсальна, что человеческий ум с трудом бы мог это придумать.

Касаясь темы 3 дош или трех фундаментальных законов мироздания следует сказать, что Аюрведа, как наука базируется на нескольких философских ведических школах.

В частности, на одной из главных ведических школ в Аюрведе – философской школе санкхья.

Эта школа выдвигает несколько концепций.

В мироздании существует неизменное количество материи при изменяющихся качествах.

То есть, если мы представим, что Вата, Питта, Капха это 100% материи, то изменяющиеся качества приводят к тому, что один закон уменьшается, но пустоты не бывает, на его место обязательно приходит какой-то другой закон.

Пример: если в горячий борщ положить ложку холодной сметаны, то борщ остынет, а сметана нагреется.

Количество материала останется неизменным, но при этом изменится качество. Об этом говорит философия Санкхьи.

Из всех начал мироздания есть несколько важнейших начал, которые приводят к пониманию, откуда взялись первоэлементы. В начале развития мироздания существует два фундаментальных понятия или принципа – пуруша (мужская энергия) и пракрити (женская энергия).

Эти два начала являются важнейшими в проявлении мироздания. Эти два понятия характеризируют проявленную и непроявленную материю. Материя имеет принципиально два разных состояния.

Непроявленная материя ВСЕГДА находится в балансе – абсолютный баланс.

Непроявленное мироздание является выражением пуруши.

Проявленная материя пракрити – это всегда дисбаланс. Эта материя при проявлении теряет баланс.

Другими словами, для того, чтобы Космический Разум(мировое сознание) проявило весь этот материальный мир, нужны инструменты. Поэтому пуруша и пракрити – это два инструмента, которые являются началом проявления мироздания.

Пуруша как мужское начало (энергия) только инициирует проявление пракрити (женская энергия).

Как в жизни – пример отношения мужчины и женщины. Мужчина инициирует беременность, а женщина вынашивает, рождает ребенка, кормит, ухаживает.

Мужчина становится прямым сторонним наблюдателем, хотя в жизни это не так. Но к рождению, беременности мужчина имеет отношение только инициации.

Так и в проявлении мироздания. Пуруша инициирует проявление материи, а все проявление материи берет на себя Пракрити (женская энергия или женское начало мироздания).

Конено, пуруши и пракрити недостаточно, чтобы проявилось все мироздание. Поэтому в результате этого союза, первое, что образуется – называется Махат (Сознание).

Махат – это буквально Разум, чистое сознание, воплощение космического Разума. Далее Махатт проявляет весь нижележащий проявленный мир.

Следующим проявлением мироздания является Аханкара (принцип индивидуальности — эго).

Как в жизни, мы являемся частицей космоса, мироздания. Человек управляется теми же законами, которыми управляется солнце, луна, движение галактики и т.д. Так же и Аханкара – принцип, который является частью вселенского сознания в индивидуальности.

Так каждый из нас может себя описать каким-то определенным образов – возраст, пол, профессия – моя самооценка Эго. Это не значит, что плохо. Эго – это принцип индивидуальности.

Если бы не было принципа индивидуальности, все бы воспринимали друг друга как одинаковые, но это не так.

Поэтому Аханкара, являясь частью вселенского сознания, принцип индивидуальности, под влиянием качеств материи начинает дальше проявлять весь проявленный мир.

Что это значит?

В ведах сказано, что любая материя обладает тремя качествами Саттва, Раджас, Тамас.

Саттва – принцип творения, созидающая сила, соответствует Брахме, как Творцу материального мира.

Под влиянием этих качеств (саттва, раджас, тамас) эго (аханкара или принцип индивидуальности) начинают проявлять весь проявленный мир.

Под влиянием Саттвы проявляется:

  • Ум (манас) – орган различения и направления, по которому идет наше эго.
  • 5 органов чувств – слух, осязание, зрение, вкус, обояние.
  • 5 органов действий – рот, руки, ноги, анус, гениталии.

Под влиянием Тамаса проявляются такие явления: элементы восприятия (звук, воздух, форма, вкус, запах).Тамас – принцип инерции, принцип разрушения. Если б не было разрушения, не было бы созидания (принцип Шивы). Это разрушения во благо созидания.

«Пока вы старый диван не выбросите, вы новый не купите».

Каждому элементу (органу) восприятия соответствует определенный элемент (махабхута) материального мира.

Звук – Пространство. Звук распространяется в пространстве.

Осязание – Воздух. Без воздуха мы не можем осязать.

Форма – Огонь. Глаза – орган Питты (огня).

Вкус – Вода. Без воды язык не воспринимает вкус.

Запах – Земля. Те, кто дегустируют запахи – как правило, люди с абсолютным балансом капхи, потому что запах – земля. Земля образует капху.

Веда утверждает, что наш мир – это как застывшая волна, иллюзия, в которой мы существуем. Законы природы как океан. Те законы природы, которые наиболее востребованы, начинают себя проявлять.

Раджас наделяет энергией процессы проявления мироздания.

В зависимости от ситуации и востребованности, качества Тамас, Раджас и Саттва могут вполнять различные функции.

Можно считать, что Аюрведа – это один из типов вибрации Сознания, одна из 40-ка наук ведической литературы.

Все, что идет после первоэлементов – называется вторичной эволюцией. Сознание осознанно может осознавать только себя. Вы обладаете сознание — осознавать можете только себя.

Место, где все проявляется – Пространство (первоэлемент, в котором все происходит).

Сознание придает пространству качество движения. Когда пространство начинает двигаться – возникает ветер. Ветер – это движение пространства. Для того, чтобы дальше проявиться нужны более грубые первоэлементы. Когда пространство начинает двигаться, у него появляется направленность движения и сила движения (Огонь). Это уже проявление энергии. Нельзя двигаться без энергии.

Огонь расплавляет все вокруг – проявляются качества текучести – Вода. Вода, остывая проявляет твердый, плотный, стабильный элемент – Земля.

Благодарность лектору – доктору Аюрведы Авраменко Ю.

Часть 2.

Полную лекцию смотрите на ВИДЕО РОСА ТВ.

Автор: Роса ТВ
Теги
Что такое холодинамика
Панчакарма: система полного очищения организма
Травматические повреждения. Лечение по Аюрведе
Правила потери и накопления энергии человеком!
10 причин любить зеленый кардамон
Как смерть помогает сохранять состояние присутствия и осознанности
День по законам Aюрведы
Правила, которые навсегда изменят твою жизнь
Чудодейственные эфирные масла при головных болях переутомлении и стрессе
Горчичное масло: польза и применение
Два аюрведических афродизиака для мужчин и женщин
5 вкусных здоровых продукта против стресса и тревоги
Диабет и Аюрведа
Месячные: что говорит аюрведа. Помощь организму в очистке
Массажные масла для восстановления равновесия дош
Желание жить – Аюшкама (часть 1)

Login


Lost your password?