Главная » Статьи » Духовность » Концепция Переселения Душ в античной философии — Пифагор, Платон, Гераклит и другие

Концепция Переселения Душ в античной философии — Пифагор, Платон, Гераклит и другие

Особое развитие идея переселения душ получила в философско-религиозной традиции Индии: в брахманизме, индуизме, буддизме, где она тесно переплетается с понятиями дхармы и кармы. Но не все знают, что концепция переселения душ также была известна с времен античной философии.

Вера в переселение душ представляет собой древний феномен. Согласно С. А. Токареву, наиболее ранняя форма представлений связана с тотемизмом. Идея переселения душ также принималась некоторыми древнегреческими философами, такими как Сократ, Пифагор и Платон.

Отдельные исследователи, такие как А.В. Лебедев склонны видеть концепцию метемпсихоза в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Одним из основных источников являются диалоги Платона: «видение Эра» в 10-ой кн. «Государства»; Федр; Федон и Менон. Следующий источник – работы неоплатоников: Плотин эниады II.9.6; IV.3.9; III.4.

Метемпсихоз как учение о человеке, о его отношении с богами, и как учение о душе появляется в VIII-VI вв.: «Появление метемпсихоза вполне объяснимо в контексте трансформации греческой религии, происходившей в VIII-VI вв. и проявившейся не в последнюю очередь в изменении традиционных представлений о человеке, о его отношениях с богами, наконец, о его душе». Самыми яркими учениями того времени были представления орфиков, Пифагора и Эмпедокла.

Рассмотрим каждое из них в отдельности. В орфизме говорится о родовой вине человека и поэтому душа соотносится с телом, как пленный, заключенный в тюрьму или же, как грешник погребенный в могилу: «Представления о родовой вине человечества, наказание за нее в виде заточения души в тело, воспринимавшееся как тюрьма или даже могила…». Душа и тело противопоставляются друг другу как высшее и низшее. Через эту же наследственную вину они объясняли и перевоплощение души: «Идея вины, наследственной нечистоты и причастности к преступлению служила в орфизме обоснованием того, почему же собственно, душа обречена на многочисленные воплощения». Покинув тело после его смерти, она тут же вселяется в следующее. Таковыми могут быть тела животных, людей и растений. Здесь мы можем наблюдать сходные с древнеиндийскими представлениями о переселении души. Однако, несмотря на подобное соотношение души и тела, орфизм запрещал самоубийство «Хотя орфизм и считал земную жизнь злом, но он запрещал самоубийство, как не освобождающее душу, но еще более отягощающее ее».

Следующим, чьи учения о душе будут рассмотрены, – Пифагор. Некоторые ученые считали, что пифагорейское учение было заимствовано Пифагором у орфиков «Пифагорейский метемпсихоз уже потому выглядит заимствованной доктриной, что в отличие от орфического, он лишен своего первоначального контекста, отсечен от той антропогонии и эсхатологии, которые и предавали ему смысл в рамках религии спасения». Безусловно, в учении Пифагора были схожие моменты с орфическим учением, такие, как учение о переселении души «души мыслимые как нечто отдельное и отрешенное от тела» способны кочевать из одного тела в другое. Также в этом учении говорилось о бессмертии души «Пифагор, который, как эксперт по бессмертию души…»

Однако были и различные положения между этими двумя учениями. Пифагор понимал душу как гармонию тела, правильное, численное сочетание их взаимных отношений.

Следующий, о ком будет вестись разговор в данном разделе — Эмпедокл. Душу и тело он понимает как мир, видимый и потусторонний «Тело и душа, мир видимый и мир потусторонний соединены в неразрывный предметно-человеческий ряд воспроизводящего себя бытия». Также он говорит о том, что тело смертно, а душа бессмертна. В учениях Эмпедокла можно встретить учение о круговороте души: «Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то, Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной». Тело у Эмпедокла рассматривается как зло «Пришли мы в закрытую эту пещеру…дол безотрадный, Где и Убийство, и Злоба, и сонмы всех Бед смертоносных, Немощей, плоть изнуряющих, Язв и текучих Недугов В черном мраке бредут по лугам, где обитель Обмана. Стала живых в мертвецов обращать, изменяя их образ… Чуждой одеждою плоти их дух облачая, природа…». Он распространял учение об автономном существовании души.

Следующим философом, рассмотренным на данном этапе рецепции идей метемпсихоза античной философской, является Гераклит. Он рассматривает душу как смесь воды и огня, в которой огонь – благородное начало, вода – низменное. Душу, исполненную огня, он называет сухой. Возможно, в его понимании это передает качества собранности, активности, разумности. Влажная душа – это душа опьяненная, безвольная или охваченная безумием. Чистой мистикой является утверждение, что души людей продолжают свое существование и после смерти их телесных носителей и что, более того, тогда-то, по освобождении их от своих телесных оболочек, для них, собственно, и открывается жизнь: «Для душ наслаждение или смерть стать влажными… Наша жизнь есть их смерть, а их жизнь — наша смерть».

Главное, однако, в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи между душою человека и общим логосом. Согласно Гераклиту, душа, так сказать, сопричастна логосу, и этим объясняются неисчерпаемые потенциальные возможности человеческого разума. «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом», — читаем мы в одном отрывке. И та же мысль еще короче выражена в другом фрагменте: «Душе присущ самообогащающийся логос».

Последним представителем первого этапа является Пиндар. Он представляет себе загробный мир трехчастным: это как бы ад «муки, на которые не подъемлется взор», рай «Острова Блаженных» и между ними чистилище, где души ведут «беструдную жизнь», но для искупления грехов как земных, так и совершенных уже в чистилище периодически возвращаются на землю; если три таких искупления выдержаны беспорочно, то в последнем земном пребывании они становятся «святыми героями», а после него обретают вечное счастье на Островах Блаженных. Здесь также как и в предыдущих учениях, видно, что поэт говорит о круговороте души.

Следующий этап будет посвящен Платону. Платон воспринял учение о метемпсихозе (скорее, как философский миф) из пифагорейской традиции «…что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то божественному месту, где в земле были две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти по дороге направо, вверх по небу, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым – идти по дороге налево, вниз, причем и эти имели – позади – обозначение всех своих проступков. Когда дошла очередь до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать. Он видел там, как души после суда над ними уходили по двум расселинам – неба и земли, а по двум другим приходили: по одной подымались с земли души, полные грязи и пыли, а по другой спускались с неба чистые души. И все, кто бы ни приходил, казалось, вернулись из долгого странствия: они с радостью располагались на лугу, как это бывает при всенародных празднествах», сохранив идею нравственного воздаяния «…за всякую нанесенную кому-либо обиду и за любого обиженного все обидчики подвергаются наказанию в десятикратном размере (рассчитанному на сто лет, потому что такова продолжительность человеческой жизни), чтобы пеня была в десять раз больше преступления. Например, если кто стал виновником смерти многих людей, предав государство и войско, и многие из-за него попали в рабство или же если он был соучастником в каком-нибудь другом злодеянии, за все это, то есть за каждое преступление, он должен терпеть десятикратно большие муки.

С другой стороны, кто оказывал благодеяния, был справедлив и благочестив, тот вознаграждался согласно заслугам». Далее Платон, как и его предшественники, говорит о бессмертии души. Первым аргументом в пользу это является речь Сократа в государстве, где он говорит, что душа не разрушается, если сломать тело. Следующий аргумент, выступающий в пользу бессмертия души является знание, как припоминание: «А раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать». Также доказательства бессмертия души встречаются в диалоге «Федон», здесь их три.

Первый: все возникает из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний: «живые возникли из мертвых ничуть не иначе, чем мертвые – из живых».

Второй: душа бессмертна, потому что бессмертен ее объект – идеи.

И третий аргумент заключается в то, что душа не есть гармония, как она вообще не есть нечто, только причастное к жизни – но сам принцип жизни, бессмертный, а потому неуничтожимый.

Еще одним общим моментом в диалогах Платона с его предшественниками является, учение о круговороте душ, которое мы можем встретить в «Федре». В этом же диалоге Платон разделяет души на три части, уподобляя ее коням и возничему: «…мы каждую душу разделили на три вида: две части ее мы уподобили коням по виду, третью – возничему. Пусть и сейчас это будет так. Из коней, говорим мы, один хорош, а другой нет. А чем хорош один и плох другой, мы не говорили, и об этом надо сказать сейчас. Так вот, один из них прекрасных статей, стройный на вид, шея у него высокая, храп с горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом рассудителен и совестлив; он друг истинного мнения, его не надо погонять бичом, можно направлять его одним лишь приказанием и словом. А другой – горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и стрекалам». Разделение на эти три типа подразумевает, что люди реагируют на любовь по разному: некоторые охотны к плотским желаниям, некоторые ведут частично философскую жизнь, а некоторые становятся философами.

И последний этап посвящен Плотину. Он говорит о том, что тело является темницей души «Схваченные, скованные материей, наши души осквернены ложью и всяческим злом. Их свобода крайне ограничена, ибо разве может быть вполне свободен тот, кто пребывает в оковах?». Здесь мы вновь можем встретить упоминание о том, что душа бессмертна «а вот положение Души определено, она – бессмертна», и стремится к высшему благу «человеческие души, тоскуя о Благе, стремятся к нему, бегут от вечно текучего, мнимо-сущего чувственного мира в умопостигаемую область». Плотин выделяет два способа вхождения души в тело. В первом случаи «душа уже присутствует в теле, и ее вхождение (метемсоматозис) является переходом из одной материальной оболочки в другую, или же, душа переходит из эфирного или огненного тела в тело земное, что не называется метемсоматозисом, поскольку нельзя точно определить природу ее предыдущего места обитания». Во втором «душа проникает в тело из абсолютно бесплотного существа: это самая ранняя форма отношений между душой и телом, и именно этот вид проникновения требует тщательного изучения».

Также Плотин в своих работах говорит и о круговороте душ «Душа, проходит через все небеса в формах, меняющихся в зависимости от разнообразия места – чувствительной форме, рассуждающей форме, даже растительная….». Плотин выделяет негативную сторону соседства ума и тела «… когда душа умаляется в своем совершенстве от соединения с телом».

Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере — отказ от кровавых жертвоприношений. Учение орфиков о душе оказало огромное влияние на многих последующих философов.

По мотивам статьи  Костарева А.А. 

Автор: Роса ТВ
Теги
Признаки скопления плохой энергии в вашем доме
Джо Диспенза: наше сознание влияет на реальность!
Высокие технологии в ведах
Александр Хакимов – живые беседы о главном
"Сделай меня человеком..." - малоизвестная молитва Антуана де Сент-Экзюпери
Энергетический обмен между людьми
Тайный код взломан. Мысль
Михаил Казиник: Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно
Сознательное приготовление еды – целительный метод благополучия и счастья
7 цветов радуги в аюрведе
Основы философии дзен буддизма
Пять факторов, предопределяющих будущее человека
Три механизма действия мантр
Три причины, почему внимательность – залог успеха
Три уровня души — три уровня речи. Какой у нас уровень развития души?
Человек — это точка, в которой мир не может отличить себя от галлюцинации

Login


Lost your password?