Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Наша индивидуальность – наша конституция – что это такое?

Наша индивидуальность – наша конституция – что это такое?

Доходчиво о конституции, как индивидуальности каждого, рассказывает врач Аюрведы Юрий Авраменко. Основы, которые помогут понять и принять эти определения как истинные.

Мы очень часто слышим такие слова, обращаясь к врачу – это ваша индивидуальность, это ваша конституция, это ваша особенность. Если человек настойчив, он начинает допрашивать врача, а что же это такое, что значит такая индивидуальность, такая особенность, чем она выражается?

Такие слова мы можем услышать и от соседей, и от друзей, и от родителей, просто посторонних людей. Очевидно, что в этом объяснении индивидуальности не хватает какой-то научной основы. Основы, которая позволит понять и принять это определение как истинное.

Аюрведа, как и любое природное знание относится к этому пониманию, разъяснению очень трепетно. В основе мироздания лежит игра пяти первоэлементов. Есть даже такое выражение в Аюрведе – куда вы не посмотрите, к чему вы не прикоснетесь, вы касаетесь и смотрите пяти первоэлементам мироздания. Это те камешки мироздания, которые образуют весь проявленный мир.

АКАША – ПРОСТРАНСТОВ.

ВАЙЮ – ВЕТЕР.

АГНИ (ТЕДЖАС) – ОГОНЬ.

ДЖАЛА – ВОДА.

ПРИТХИ – ЗЕМЛЯ.

Также аюрведа указывает, если любая частица, точка мироздания содержит в себе эти пять божественных первоэлементов, то очевидно, что и человек как проявления или как часть этого мироздания, также состоит из этих первичных божественных первоэлементов.

5 божественных элементов – это постоянные участники игры, которая происходит в нашем организме.

Известные фундаментальные законы природы такие, как Вата, Питта, Капха – это всего лищь инструменты, которые позволяют этим пяти первоэлементам проявиться в весь проявленный мир.

Хороший пример для понимания – если на какой-нибудь стройке лежат кирпичи (наши пять первоэлементов), то пока не придет специалист и не сложит их в стенку здания сами по себе они туда не встанут.

Так точно и наша физиология. Она очень индивидуальна. Поскольку сочетания и варианты сочетаний этих пяти первоэлементов в нашей физиологии могут варьировать просто до бесконечности. Поэтому аюрведическая наука очень четка и последовательна в определении конституции человека.

Не зря этот термин в аюрведе носит название – пракрити.

Действительно, конституция на языке аюрведы звучит как пракрити. В переводе с санскрита это слово обозначает природа.

То есть буквально конституция – это и есть наша индивидуальная природа.

Если человек хочет узнать свою природу, он должен обязательно познакомиться с этим знанием для того, чтобы получить подтверждение не из уст врача достаточно грамотного и квалифицированного, не из уст какого-нибудь научного учреждения, а получить ответ из уст самой природы.

Понимая, что все, что состоит в природе в проявленном мироздании – это проявление пяти первоэлементов и трех законов природы, которая управляет этими первоэлементами, мы приходим к пониманию, что мы и есть эти первоэлементы, выраженные в различных сочетаниях.

Иногда люди очень четко чувствуют свою природу. Например, говорят, что чувствуют, что вот эта еда или ритм, профессия или окружение, спутник по жизни, вид спорта им подходит. Часто-густо, люди не могут объяснить, почему так. Они говорят, что это происходит на подсознании.

Аюрведа говорит, что никакого подсознания нет, есть сознание, которое и определяет вот это понимание.

Люди, которые так говорят, как правило, у таких людей очень чистое сознание. Таким людям достаточно легко извлекать правильные знания из своего индивидуального сознания. В том числе и знания о своей индивидуальной природе. Они не могут это объяснить даже с позиции каких-то элементарных законов, но они поступают в жизни часто спонтанно правильно.

Есть люди, которые заведомо выбирают неправильный ритм жизни, неправильное поведение, еду, профессию – при этом они принимают правильное за неправильное, а неправильное за правильное.

Почему так происходит?

Как правило, у таких людей их индивидуальное сознание очень замутнено. Таким людям очень сложно извлечь правильное знание, истинное знание из своего индивидуального сознания. Таким образом, приходит понимание, что сознание – это важнейший аспект здоровья человека – в целом здоровья и физического и умственного.

Другими словами, люди, у которых сознание чистое – они не болеют. Люди, которые испытывают загрязнения сознания – они получают свой дисбаланс в физическую структуру уже как следствие.

Поэтому когда аюрведа дает рекомендации для поддержания своего здоровья, аспекту сознания уделяется огромное внимание. Именно поэтому аюрведу иногда называют медициной сознания.

Считается так, что ничего невозможно изменить в своей жизни, не изменив свое сознание.

Конституция – пракрити имеет три разновидности.

При рождении каждый человек получает врожденную конституцию. То есть полученные качества через своих родителей, выраженных в качествах Ваты, Питты и Капхи. Такая конституция врожденная называется джанма пракрити или по-простому конституция рождения.

Эта конституция неизменна всю жизнь. Это божественная данность, которая не изменяется. Затем на эту конституцию наслаиваются все отпечатки и все события в жизни людей.

Проявляется второй тип конституции, который называется деха пракрити.

Деха пракрити – конституция на данный момент жизни. Эта конституция изменяется, но изменяется очень медленно, так как изменяется наша жизнь. То есть изменения идут, но они в повседневной жизни не заметны. Так как примерно происходит изменения в периодах жизни человека – детство, зрелость, старший период жизни.

То есть деха пракрити – это конституция, которая путем наслоения впечатлений и событий жизни на джанма пракрити (конституцию рождения).

Если привести пример, то джанма пракрити (конституция рождения) – это фундамент в здании, но на этот фундамент мы можем поставить деревянные стены, а можем кирпичные стены, глиняные стены – и это уже деха пракрити (конституция на данный момент жизни).

Третий тип конституции называется викрити.

Викрити – это конституция непосредственно на данный момент. Эта конституция изменяется ежесекундно, ежеминутно. Мы все это четко ощущаем. Когда мы испытываем голод, это значит, что питта – огонь, который переваривает пищу, в нашей физиологии повысился и если человеку не дать покушать, он ведет себя как-то определенно. Его может все раздражать, он все время будет думать о еде. Когда он покушал – чувствует умиротворение, благость. Это все есть викрити – текущее выражение конституции непосредственно на данный период разговора.

Мы поспали – у нас один тип викрити, покушали – другой тип викрити, испытали какой-то стресс – опять викрити изменилась.

То есть викрити – это выражение непосредственного текущего сочетания Ваты, Питты и Капхи, которое очень изменчиво.

Конституция тела, которая выражается в сочетании природы качеств Ваты, Питты и Капхи, прежде всего себя выражает качествами этих законов.

Мы знаем, что у Ваты свои качества. Вата легкая, изменчивая, холодная, не постоянная, сухая. И если у человека при рождении доминирует Вата, то эти качества в его жизни доминируют. Как правило, это человек худой, подвижный, изменчивый, легкий на подъем, холодный, энтузиаст. Люди часто говорят «он такой, как ветер». Это выражение не обижает человека, а только подчеркивает истинную природу этого человека.

Если будут доминировать качества огня – тогда и в жизни этого человека будут доминировать качества Питты. То есть, если при рождении человек получил много Питты, то он и выражает этот огонь. Как правило, это люди лидеры по натуре, самодостаточны, могут хорошо руководить другими людьми. Они знают, что они делают, у них хороший интеллект, хорошие руководители. При этом они могут быть гневливыми, вспыльчивыми. Люди о таких говорят «он, как огонь».

И, наконец, если у человека доминируют качества Капхи, а Капха также имеет свои специфические качества – тяжесть, замедленность, холод, липкость, то такие люди, как правило, менее подвижны, менее активны, менее эмоциональны. Они по своей природе замедленные. Не так бурно реагируют на какие-то события, раздражители, особенно их ничем не прошибешь. Тогда мы о таких людях говорим «он, как земля».

Но можем ли мы сказать, что только эти качества присутствуют в физиологии каждого человека. Очевидно, что на фоне агрессивности, вспыльчивости, мы можем быть и подвижными и чрезмерно подвижными, а иногда можем чувствовать какое-то угнетение, замедление. Такое объяснение позволяет понять, что чистых типов конституции в природе не бывает так, чтобы какие-то качества одного из трех законов доминировали, а какие-то полностью отсутствовали.

Поэтому при рождении каждый человек получает свою физиологию через наших родителей все три закона, но совершенно в различных пропорциях.

Опыт и классические тексты аюрведы говорят о том, что существует семь классических типов конституции. То есть тогда, когда Вата, Питта и Капха вместе дают 100%, но при этом их количественное выражение разное.

Чаще всего встречаются так называемые дуальные типы конституции. Когда два закона доминируют, а третий менее выражен. Но хотя различают их всего, как я сказал семь.

Итак, моно типы конституции. Это:

  • Доминирующая Вата или Вата конституция.
  • Доминирующая Питта или Питта конституция.
  • Доминирующая Капха или Капха конституция.

Три типа конституции, когда один закон очень выражен, а два менее выражены.

Далее следуют три типа дуальных конституций:

  • Вата-Питта
  • Питта-Капха
  • Вата-Капха.

Такое сочетание наиболее распространено.

И, наконец, седьмой тип конституции, основной тип конституции – это когда все три закона Вата, Питта и Капха выражены в равных количествах.

  • Вата Питта и Капха

Что это дает врачу? И что это дает человеку каждому?

Это, прежде всего, дает понимание своей индивидуальной природы.

Мы не можем говорить так: вата – это хорошо, а питта – это плохо, капха – это хорошо, а вата питта – это плохо. Это природная данность. Каждый человек обязан жить в согласии со своей природной данностью. Это основной постулат, который дает в руки каждого человека инструмент – как поддерживать свое здоровье. Как говорилось ранее, многие люди чувствуют свою природу.

Но для врача эти семь конституций – они уже дают много.

Мы можем сейчас немного порассуждать.

Моно типы конституции, когда один закон доминирует, они по своей природе слабые конституции. Потому что по сути два оставшихся закона минимально выражены, а у каждого закона есть свои функции. Например, Вата – это закон движения, то есть Вата в первую очередь контролирует движение. И если у человека конституция Вата, то значит качества Питты и Капхи минимум выражены.

Совсем, чтоб было понятно, это, прежде всего, отражается на иммунной системе человека.

И монотипы – Вата, Питта, Капха – это люди, у которых иммунная система не очень сильная – они склонны ко всяким вялотекущим заболеваниям, они не такие сильные по жизни, они плохо переносят нагрузки. Но даже из этих трех типов конституции Капха считается самой сильной.

То ли дело Земля, которая по своей природе сильная, то ли дело Ветер, который настолько легок, что мы даже его не видим.

Поэтому из моно типов конституции Капха считается самой сильной, затем Питта и затем Вата. То есть, по сути, моно конституция Ваты – это самый слабый тип конституции.

Представьте, что даже эту информацию врач знает. Тогда все назначения, все рекомендации, все полезные и не полезные вещи для этого человека уже известны. И врач это говорит с уверенностью, потому что эти знания не придумали люди, эти знание есть выражением самой природы.

Из опыта можно сказать, что дуальные типы конституции, как я уже говорил, они встречаются чаще всего. Даже из присутствующих в зале есть, наверняка, если не все, то подавляющее большинство – это дуальные типы конституции.

Если у человека доминируют Вата и Питта – движение и огонь, то такой тип конституции, безусловно, намного сильнее, чем моно тип конституции. Это очень часто встречающийся тип конституции.

Конституция Питта и Капха – когда огонь с землей сочетается, это тоже очень часто встречающийся тип конституции, и это тоже достаточно сильный тип конституции.

И, наконец, третий тип конституции Вата и Капха – хоть это и дуальный тип конституции, но встречается крайне редко. Это тоже можно пояснить очень просто. Вата и Капха обладают абсолютно противоположными качествами. Если мы посмотрим на качества Ваты и на качества Капхи, мы увидим, что это что-то противоположное. Если Вата легкая, то Капха тяжелая, если Вата сухая, то Капха маслянистая, если Вата подвижная, то Капха стабильная. И поэтому противоположным качествам вжиться в одной физиологии очень сложно. В конечном итоге что-то должно вытеснить друг друга. Поэтому такой тип конституции также встречается крайне редко.

Наконец, самый сильный, самый сбалансированный тип конституции – это тогда, когда все три закона выражены в примерно равных количествах Вата, Питта и Капха. Такой тип конституции встречается, наверное, еще реже, чем только Вата и Капха. В моей многолетней практике таких людей было не много. Все аспекты жизни у таких людей сбалансированы. Но это очень редкий тип конституции.

Относительно дуального типа конституции, когда Вата и Капха доминируют, следует сказать еще и такую особенность. Если будете внимательны – увидите, что одно качество таки объединяет Вату и Капху. И вата холодная и капха холодная. И поэтому эти два закона, если объединяются у человека, они вытесняют полностью Питту, огня мало. Холодное всегда подавляет горячее. И это значит, что все функции огня у таких людей подавлены. А это пищеварение, иммунная система, обменные процессы, гормональная, ферментативная активность. И поэтому такой тип конституции, редко встречается, из этих дуальных типов конституции очень слабый.

Для того, чтобы понять, что это значит для врача – я приведу вам такие примеры.

Предположим у человека тип конституции Вата-Питта (огонь-ветер, ветер-огонь). Но между этими двумя законами есть очень специфические отношения. Если в природе мы посмотри на костер, мы увидим, что огонь костра горит уверенно тогда, когда ветер поддерживает горение. При этом ветер не сильный, умеренный. Если он умеренный (Вата), то он приводит к тому, что костер горит активно, ничего не обжигает и не тухнет. Когда ветер усиливается, костер начинает полыхать, и он начинает обжигать всех вокруг. И, наконец, когда он становится еще более сильным, он задувает огонь. И поэтому у людей конституции Вата-Питта, Питты может быть даже чуть больше, чем Ваты, но Вата – это королева. Она может нарушить огонь, а огонь никогда не может нарушить ветер.

Ветер может раздуть и задуть огонь, поддерживать горение, а огонь не может изменить ни направление ветра, ни силу ветра. Только согреть может ветер, что для ветра еще лучше, потому что он холодный по своей природе.

Знание этой особенности очень важно. Когда на приеме люди с такой конституцией, я всегда об этом говорю. Не смотря на то, что огонь выполняет свои функции, но без сбалансированной Ваты, огонь не будет выполнять эти функции.

Хороший пример для понимания. У человека много огня, огненный человек, но при этом у него плохое пищеварение. Казалось бы, почему так?

Огня много, а пищеварение плохое.

Потому что у людей такой конституции ветер начиная раздувать огонь, приводит к его увеличению и пища просто сгорает. Поэтому у таких типов конституции Вата очень важна.

То же самое мы можем сказать о конституции Питта-Капха. Огонь, который горит на земле, никак не может нарушить землю. Он может только землю согреть, земля будет более легкой, более сухой. Все, что я сказал и сухость, и тепло, и согревание – это противоположные качества Капхи. То есть для земли это даже хорошо. Поэтому мы говорим, огонь никак не может нарушить землю, или Питта никак не может нарушить Капху. Зато если вы бросите две лопаты земли в костер, то этот костер погаснет. Другими словами, когда увеличивается Капха, она нарушает Питту. И поэтому у людей констуции Питта-Капха или Капха –Питта, как правило, дисбалансы или проблемы со здоровьем начинают появляться тогда, когда Капха начинает нарушать Питту.

Мы это видим в окружающей среде часто. Например, до женитьбы или до замужества молодой человек и девушка были красивой формы, потом у женщины случается беременность – физиологическое увеличение Капхи, мужчина стабилизирует свою жизнь, регулярные половые отношения, гормональная активность, регулярная еда приводят к тому, что мужчина округляется, получает лишний вес – это все увеличение Капхи. И потом у него какие-то проблемы с собственно Питтой.

Поэтому задача таких людей, которых конституция Вата-Питта, Питта-Капха – это прежде всего не допускать того, чтобы ветер задувал огонь, и не допускать, чтобы земля попадала в этот огонь. Тогда каждый из законов будет выполнять свою функцию физиологии. Таким образом, будет поддерживать хорошее здоровье.

Итак, что же влияет на проявление этой конституции. Очень часто бывает обманчиво, когда люди не глубоко знакомы с аюрведой, они могут считать всех людей людьми конституции Вата. Что не всегда так. Например, возьмите Индию. Кто был в Индии или других южных странах – полных людей там намного меньше, чем в северных странах. Например, Индия – индусы большая часть худые, такие даже изнеможённые люди, но там же нет холода, там всегда жарко. Почему? Потому что сильная Питта также иссушает как и Вата.

Поэтому внешний вид человека худого не всегда говорит о том, что в нем доминирует Вата.

Или, например, человек полный, но мы ничего не спрашивая сразу делаем вывод. Вот человек полный – значит, у него доминирует Капха. Но женщина может быть после родов, недалеко от родов, когда это было физиологическое увеличение Капхи. Или же, например, человек принимает какие-то гормональные препараты, которые приводят к увеличению веса. И истинная природа скрывается за этими накопленным качествами, которая называется викрити.

Поэтому сейчас мы разберем разные факторы, влияющие на конституцию человека.

Возраст. Смотри на человека полного и часто говорит: «ой, я в детстве был такой худой – прямо страшное дело». Но детство это еще не сформированная конституция. Считается так, истинная конституция человека проявляется только к пубертатному периоду. И то не полностью.

Есть такое знание, что женщина проявляет свою полную конституцию только после первой беременности и первых родов. Примерно в это же время проявляет свою истинную природу и мужчина ( по-простому говоря, когда он вступает в регулярные половые отношения).

Поэтому периоды жизни имеют великое значение для понимания конституции человека.

Первая часть нашей жизни – это детство.

В целом в детском периоде доминирует Капха. Мы помним, что Капха отвечает за структуру, а главная особенность детского периода жизни – это накопление структуры. То есть рост. И поэтому все дети независимо от врожденной конституции (джанма пракрити) живут в периоде жизни, в котором доминирует Капха. Даже худенькие дети также живут в периоде жизни Капхи. Это очень важно.

Все детство делится на три периода.

Первый период называется кширана – от слова кшира. Кшира на санскрите обозначает молоко. Это период грудного вскармливания. До 1 года.

Когда ребенок в основной еде нуждается в грудном молоке матери. В этом периоде Капха особенно выражена. И мы видим по нашим детям, внукам, как они в этом периоде меняются каждый день. Ты не увидел ребенка два дня – через два дня ты увидел, как он изменился и округлился. Потому что Капха в это время очень сильно выражена. Период кширана.

Второй период называется кшира анапада. Он начинается примерно с годовалого возраста и длится до двух лет. Это период, когда в рацион ребенка вводятся интенсивно другие продукты – зерновые, бобовые, овощи, фрукты и т.д. Это время, когда Капха немного уменьшается. Потому что первый период, когда ребенок на грудном вскармливании, а молоко – это 100% капха, она наиболее выражена.

К концу второго года жизни начинается просто анада – последняя фаза или период детства. Он продолжается с конца второго года – то есть после двух лет до 15-18 лет. Почему такой разбег – 15-18 лет? Потому что дети в разных климатических условиях по-разному развиваются.

Южные дети развиваются намного быстрее. Потому что больше солнца. И поэтому девочки в южных странах могут вступать в менструальный период даже с десяти лет. А северные дети, там, где солнца меньше, развиваются несколько медленней. Например, всем известно, что у северных народов, девочки могут вступать в период менструации в 18 лет. То есть намного позже. Это связано с количеством солнца.

А солнце – это концентрированное выражение огня в мироздании. Поэтому такой разбег. Нельзя говорить, что вот 15 лет и все перешел в период Питты. Анатомически и функционально это выражается началом менструального периода у девочек, и пока он полностью не будет стабильным. Это, как правило, несколько лет даже может быть. Поэтому такой разбег.

После вступления в пубертатный период, все дети начинают вступать в период Питты – и мальчики и девочки. У мальчиков начинают появляться вторичные и третичные половые признаки. Этот период Питты также влияет на конституцию, как и период детства. В этом периоде доминирует Питта. Это самый длинный период нашей жизни. Он длится примерно от 15-18 лет до 55-60 лет.

В этом периоде доминирует Питта, а вы помните, что Питта – это огонь, и это единственный закон, который обладает энергией. Мы из опыта жизненного знаем, что в это время без энергии жизнь невозможна. Если в детстве мы полностью зависим от родителей, особенно, чем меньше ребенок. Ребенка кормят, переодевают, купают, заботятся о нем. Энергия ему только нужна для переваривания пищи и поддержания обменных процессов. То в среднем периоде жизни, мы начинаем получать знания, профессию, создавать семью, рожать детей, покупать машины, строить дома, путешествовать. Для этого нужна энергия.

Именно поэтому средний период жизни – это период, в котором доминирует Питта, независимо от врожденной конституции человека.

Этот период также делится на несколько подпериодов.

Первый период зрелого возраста называется – вритхи. Это юность. Примерно она продолжается с 15-18 лет до 20-22 лет.

Затем наступает период яувана – молодость. Длится она примерно с 20-22 лет до 30 примерно лет.

После этого наступает период, который называется сампурнара – зрелость. Примерно от 30 до 40 лет.

Затем после 40-ка лет до 50-60 лет наступает период, который называется парихани. Что буквально обозначает период утраты функций. В классическом тексте Сушрута очень красиво это описывает: «на четвертом десятке лет кожа становится менее красивой и упругой. На пятом десятке лет ухудшается зрение. На шестом десятке лет сокращается количество спермы. На седьмом десятке лет ослабевает слух. На восьмом десятке лет ухудшается память».

Почему так происходит?

Потому что после периода Питты, в старшем периоде начинает доминировать Вата. У Ваты главное качество – сухость. Поэтому мы видим, как в старшем периоде жизни у всех людей независимо от изначальной врожденной конституции начинает нарастать сухость в теле.

Сухость – основная причина естественной смерти каждого человека.

Каждый период жизни, зная доминирование того или иного закона, дает врачу понимание что делать.

Что еще влияет на нашу конституцию – время года. Когда холодно и ветрено – это сезон Ваты, весной (март-апрель) – период Капхи, лето – сезон Питты. Зависит от мест земного шара.

На викрити также влияет – время суток. Сутки – строго упорядоченное влияние Ваты, Питты и Капхи. С 6 до 10 утра – время Капхи. Когда солнце в зените – огонь. Вечером доминирует Вата.

Прием пищи влияет на нашу конституцию. Если взять у человека пульс до еды, во время и после он всегда будет разный.

Привычки. Кто-то работает посменно, вынужденно и спит днем. Дневной сон очень увеличивает Капху и плохо отражается для людей с Вата или Питта капхой.

Профессиональная деятельность.

Воздействие окружающей среды.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ КОНСИТУЦИЯ. Аврамено Ю.М.

Автор: Роса ТВ
Теги
Алкоголь в аюрведе
Агар-агар. Аюрведа
5 натуральных болеутоляющих для ваших суставов
Уровни сознания людей. Часть III
Валерий Синельников: "Возлюби болезнь свою"
Китайская медицина: что об этом думает наука
Геннадий Кирица: Аюрведа на каждый день. День 1, часть 1
Эти семена благотворно влияют на пищеварительную и кроветворную системы человека
Антистресс. Приемы из тибетской медицины
10 народных средств, как вывести камни из желчного пузыря
В балансе стихий: проверенные наукой и временем рецепты бурятского лекаря Ленхобоева
Психосоматика непрощения
Переход на зиму: рекомендации по Аюрведе
«Сахарный диабет» – болезнь беспокойного сознания
Способы естественного увеличения мелатонина
Граха - Чикитса, наука о психике человека

Login


Lost your password?