Главная » Статьи » Духовность » Ратха-ятра глазами Рупанугов

Ратха-ятра глазами Рупанугов

С тех пор, как Аватар божественной любви, Господь Шри Кришна Чайтаньядев, явил Свои игры танца и пения на Ратха-ятре Шри Джаганнатха, последователи Шри Гаудия-даршана [приверженцы гаудия-вайшнавского мировоззрения] обрели более глубокое восприятие этой игры. Принимая прибежище в словах утешения, принадлежащих Шри Кришне и записанных в «Шримад-Бхагаватам» — бхаватӣна̄м̇ мад-а̄панах̣ [«Вы непременно встретитесь со Мной»], — обитатели Враджи наслаждаются фестивалем радости, порождаемой долгожданной встречей гопи с Шри Кришной после долгой разлуки во время игры Господа, в которой Он совершает путешествие из Шри Нилачалы (Двараки) в Шри Сундарачалу (Шри Вриндаван), что представляет собой Его путешествие из Шри Двараки Дхама в Шри Вриндаван. Подобно тому, как пища приносит огромное удовлетворение, когда человек испытывает сильный голод, крайняя степень разлуки становится причиной того, что Враджа тонет в потоках неслыханного и несравненного нектара (расы).

Следуя подобной идее, преданные, наслаждающиеся вкусом расы, стремясь развить свой бхаджан (служение), во многих местах в материальном мире совершают игру Ратха-ятры, дабы возвысить массы и, в то же время, усовершенствовать свой собственный бхаджан. Так обстоит дело в Одише, очевидным примером тому служит Махеш и другие места в Бенгалии.

Однако мы не видим, чтобы эта игра совершалась в Шри Вриндаване. Акрура приехал во Вриндаван на колеснице из Матхуры и увез Шри Кришну и Балараму. Впечатление, порожденное этим эпизодом, заставляет сердца гопитрепетать, когда их взорам предстает колесница. Позже, утром на рассвете, после того как Шри Уддхава прибыл во Вриндаван на колеснице, будучи послан Шри Кришной с целью узнать о благоденствии гопи, слова гопи при виде колесницы были исполнены панического страха и крайней скорби: «Неужели Акрура вернулся, чтобы забрать наши трупы на радость своему покойному владыке (для шраддхи мертвого Камсы)?» Поскольку зрелище колесницы порождает в сердцах гопи неимоверную скорбь, мы не видим, чтобы эта игра совершалась во Вриндаване.

Многие великие души, сведущие в служении Господу, как известно, обитают в Шри Навадвип Дхаме, которая тождественна Враджа-мандале. Тем не менее, в наши дни невозможно увидеть, чтобы такие великие души совершали игру Шри Ратха-ятры с тем, чтобы развить свой бхаджан. Более того, даже в Шри Джаганнатха-кшетре в той ее части, которая является Шри Навадвип Дхамом (в Шараданге, где пребывает Шри Джаганнатх в одной из Своих ипостасей), мы никогда не наблюдали традицию проведения Шри Ратха-ятры.

В этой связи следует спросить: благоприятствует ли бхаджану или проповеди попытка собрать людей в Маяпуре Шри Навадвип Дхама — Вриндаване в его сокровенном проявлении? Возможно ли для людей, совершающих бхаджан в святой Дхаме, занятых практикой преданности на основе теологических истин (самбандха-гьяны), видеть или пытаться видеть Двараку здесь и там, в святой Дхаме? Задумайтесь: можно ли в рамках Ратха-ятры увезти Господа из места, которое великие души рассматривают как Гокулу или Говардхан в Шри Навадвип Дхаме, в Шарадангу в Джаганнатха-кшетре или Харихара-кшетре?

Тхакур Бхактивинод популяризировал принцип «взаимосвязанных средств», позволяющих войти в Дхам. ХотяБхактивинод Тхакур организовывал экспозиции и совершил множество усилий, направленных на то, чтобы собрать массы и заявить об открытии места рождения Шримана Махапрабху, поскольку то было благоприятно для проповеди, он не начал проведение Ратха-ятры. И даже в числе грандиозных, всеобъемлющих и разнообразных усилий по распространению послания Шри Гауры, которые совершал Вишва-Гуру Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, игра совершения Ратха-ятры в Шри Гаура Дхаме не была явлена. Служит ли тому причиной то обстоятельство, что это явление не интересует чистых преданных, стремящихся совершать бхаджан?

Однозначно, в соответствии с путем должного поведения, игра Божеств, когда-либо путешествующих в колесницах здесь [в Шри Навадвип Дхаме], совершенно немыслима. В этой связи собственное выражение Шрилы Прабхупадызвучит как пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге [«поклоняться пути любви в духе трепета и благоговения»].

Смысл Ратха-ятры на пути, явленном Шриманом Махапрабху, Шри Рупа Пада видит так:

прийах̣ со ’йам̇ кр̣ш̣н̣ах̣ сахачари курукш̣етра-милитас
татха̄хам̇ са̄ ра̄дха̄ тад идам убхайох̣ сан̇гама-сукхам
татха̄пй антах̣-кхелан-мадхура-муралӣ-пан̃чама-джуш̣е
мано ме ка̄линдӣ-пулина-випина̄йа спр̣хайати

[«О подруга, я встретила Моего возлюбленного Кришну на Курукшетре. Я все та же Радха, и Мы оба счастливы встрече. И все же Мое сердце желает слышать пятую ноту Его сладостной флейты под деревьями на берегах Ямуны».]

Это вúдение, которое способствует бхаджану последователей Шри Рупы.

В двадцать пятой главе книги «Любящее руководство» [в русском переводе «Поток вдохновения»] Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет смысл этой статьи:

«Время от времени Шрила Гуру Махарадж писал статьи для журнала „Шри Гаудия-даршан“. Одна подобная статья была озаглавлена „Ш́рӣ Ратха-йа̄тра̄йа Ш́рӣ Рӯпа̄нуга̄нучинтана“. В ней объяснялось, что последователи Шрилы Рупы Госвами должны думать о Ратха-ятре.

В то время Шри Чайтанья Матх в Маяпуре начал проведение Ратха-ятры, но для Шрилы Гуру Махараджа это было нечто в высшей степени болезненным, поскольку тем самым оскорблялась рупануга-чинтадхара. Это очень возвышенная сиддханта. Махапрабху объяснил, что смысл Ратха-ятры таков: Шримати Радхарани увозит Кришну из Курукшетры во Вриндаван. Но Маяпур — место рождения Махапрабху, который тождественен Кришне. Так куда же они увозят Махапрабху из Маяпура? Невозможно увезти Кришну из Вриндавана, а Махапрабху — из Маяпура. Таков образ мыслей рупанугов, последователей Шри Рупы. Шрила Гуру Махарадж объяснил в своей статье эту истину. Однако я не стал указывать автором Шрилу Гуру Махараджа, поскольку мы знали, что представители других групп могу возразить ему, и если разгорится дискуссия, то на сцену выйду я, но не стану делать объектом критики Шрилу Гуру Махараджа. В случае если имя Шрилы Гуру Махараджа будет фигурировать и прозвучат возражения, то он будет оскорблен, поэтому я поместил имя одного из моих духовных братьев. Мы стремимся продемонстрировать подлиннуюсиддханту, но на поле битвы не станем выводить нашего Гуру на передовую. Если необходимо, я отправлюсь на поле боя, но не стану вынуждать моего Гуру отправляться туда».

Когда в лунном календаре високосный месяц, известный как пурушоттама-мас или мала-мас, случается в середине месяца асадх (июнь-июль), что происходит каждые два года и восемь месяцев, тогда проводится фестиваль, известный как Нава-калевара (букв. «новая форма»), в ходе которого новые Божества Джаганнатха, Баладевы, Субхадры и Сударшана изготавливаются из специально выбранных деревьев ним (маргоша), а существующие Божества хоронят. Нава-калевара случается с интервалами в восемь, одиннадцать или девятнадцать лет, и происходила в 1912, 1931, 1950, 1969, 1977 и 1996 годах. Следующая церемония Нава-калевары состоится в 2015 году.

Шрила Шридхара Махарадж рассказывает историю о Господе Джаганнатхе и Его преданном

От своего духовного брата Вайкханаса Махараджа, который был орисским брахманом-ученым, я услышал одну историю. В ней рассказывается о случае, произошедшем сравнительно недавно и связанном с храмом Господа Джаганнатхи в Пури, где Господу не предлагали кхечхуранну (китри).

Во время похода мусульман на Ориссу, воины мусульманского полководца захватили девушку из царской семьи, дабы она служила для услаждения военачальника. Позже он попал в опалу, а вышеупомянутая девушка была брошена на окраине некой деревни или города, и там родила сына, который стал возвышенным преданным. Это была достаточно необычная ситуация; девушка – тоже преданная, но так или иначе, она пережила такие ужасные события. Она родила ребенка, и он жил в предместьях того же города. Став взрослым, он обычно готовил китри, то есть рис, смешанный с бобами, – варил его до полужидкого состояния и издалека предлагал Джаганнатхе. Плененный его преданностью, Джаганнатха приходил туда и принимал это подношение, китри.

В один день юноша не успел предложить свое подношение в срок. Джаганнатха принял китри, но времени до подношений в храме оставалось совсем немного. Поэтому, чтобы успеть занять Свое место в храме, Ему пришлось быстро вернуться обратно. На Его устах осталось немного этого китри. Панды, пуджари (священники), заметили: «Что это такое? Как это произошло? Мы считаем, что Джаганнатхе нельзя делать такое подношение. Как же тогда оно оказалось на Его устах?» Они обратились к своему главе, и он тоже попытался установить причину происшедшего, но не смог. Тогда о случившемся доложили царю, и он так же стал выяснять: Кто принес эту пищу и намазал ею уста Джаганнатхи?»

В конце концов, схватили священника, который служил в храме во время предложения пищи: «Это твоя вина! Ты служил в храме, когда Джаганнатхе делают подношения. Каким образом эта нечистая пища попала на Его уста? Объясни, или будешь наказан». Невиновный пуджари твердил: «Я ничего не знаю, я ничего не знаю!» Когда встала реальная угроза его наказания, Джаганнатха явился во сне царю и главному священнику: «Этот человек невиновен, оставьте его в покое. На окраине города живет Мой преданный. Это он предложил Мне эту пищу, и Я принял ее. Но было уже поздно, и Мне пришлось поспешить обратно, чтобы занять Свое место в храме. Поэтому Мой рот был грязным. Этого юношу зовут так-то и так-то. Он живет там-то; Он – Мой преданный, и Я принял от него это блюдо». А этот преданный появился на свет после того, как принцесса была наложницей мусульманина.

Таким образом, Кришна-бхакти, преданность Кришне, не заботится о соблюдении установленных правил, касающихся чистоты и нечистоты, основанных на любых мирских соображениях. Она ни от чего не зависит.

Кришна-бхакти столь могущественна, и не печется ни о чем. Джаганнатха принимал подношения того юноши, который считался проклятым, с наихудшей судьбой. Принцессу захватил мусульманин, и она родила ребенка – того юношу. Поэтому он был «проклятием проклятой». Но его подношения так привлекали Джаганнатху…

Таким образом, любовь удивительным образом пребывает превыше всего, превосходит все. Шри Чайтанья Махапрабху просил нас принять путь любви, что означает отдать свое сердце, свое «я». Это столь могущественно. Больше ничто не в силах привлечь Кришну. Он очень жаден до этой любви, этой премы. Он питается премой. Он – Господь любви. Эта любовь имеет свое сокровенное бытие; это сокровенное бытие всех нас. Он – олицетворенная любовь, и в нас так же живет ее отблеск. И, так как «одного поле ягода», любовь хочет любви.

Джаганнатх-дев

Иногда у Цариц Двараки возникает такое представление: «Хотя Кришна – наш Супруг, мы чувствуем, что каким-то образом, Он не является Кришной во всей полноте. Кажется, что Его ум всегда где-то блуждает, словно Его сердце не полностью принадлежит нам». Размышляя о причине этого, Царицы пришли к выводу, что прежде Кришна имел некую очень сладостную связь с Вриндаваном и живущими там Гопи. Думая, что это ключ к разгадке такого умонастроения Кришны, они стали искать возможность узнать, какой была жизнь Кришны во Вриндаване.

Они захотели узнать о Его играх с Гопи, и услышать описания Его детства. Рохини, мать Баларама, жила во Вриндаване в пору детства Кришны, и хотя она пребывает в ватсалйа-расе (отношениях родительской любви), она слышала многое о Лиле Кришны с Гопи. Поэтому, тайно встретившись с ней, Царицы Двараки попросили: «Пожалуйста, опиши нам мадхурйа-лилу Кришны во Вриндаване». Рохини не могла отказать Царицам в их искренней просьбе, и вот, поставив сестру Кришны Субхадру стеречь двери, она стала рассказывать о Его Лиле с Молочницами Враджы.

Так случилось, что в это самое время Кришна и Баларама отдыхали в соседней комнате, и когда Рохини начала описывать Вриндаван-лилу, Они узнали о происходящем. Подойдя к двери, возле которой на страже стояла Субхадра, Кришна и Баларама смогли услышать рассказ Рохини, и воспоминания о Вриндаване, Гопи, обо всем этом, вызвали в Них чувство огромной силы. Столь великая перемена чувства произошла в Кришне и Балараме, что Их тела также стали изменяться; трансформация, подобная той, что явил Махапрабху, когда Он упал у ворот Джаганнатх Мандира, и Его ноги и руки втянулись в Его тело.

Подобное телесное изменение может быть вызвано особым чувством экстаза, и вот, переживая экстаз Вриндавана, Кришна и Баларама претерпели подобную трансформацию. А Субхадра, хотя Она не жила во Вриндаване, видя Своих Братьев в этом состоянии, также испытала определенную трансформацию под Их влиянием. Это чувство возникло в Ее существе, и внешне Она тоже преобразилась. Причиной Их изменений было вриндаванское повествование Рохини. Воспоминание об этой Вриндаван-лиле и переживание ее вызвало подобное изменение в Их телах. Внезапно, аудитория Рохини смогла понять, что Кришна и Баларама слушали их беседу, и немедленно прекратили ее.

Таким образом, Лила была приостановлена, изменение облика Кришны сохранилось, и Он впал в транс. Ничто не могло исправить ситуацию, и в отчаянии, они отнесли Кришну в Нава-Вриндаван – копию Вриндавана, созданную в Двараке Брахмой для удовольствия Кришны. Хотя Кришна очнулся, Он не мог изменить Свое умонастроение, пока Его не отнесли в Нава-Вриндаван. Там, в Своем трансе, Он мог видеть одного Баладева, а все остальные присутствующие находились вне поля Его зрения. Видя Баладева, Кришна был счастлив, что находится во Вриндаване.

Затем Он увидел Рохини: «О да, это Вриндаван». Там также были размещены манекены всех других обитателей Вриндавана, и Царицы смотрели издалека, что произойдет. Увидев Баларама, Кришна увидел, что Его друзья-пастухи Шридам и Судам также находятся там. В другом месте стоят Гопи, а где-то еще – Шримати Радхарани. Видя Ее манекен, Кришна бросился и обнял Ее, и когда Сатйабхама увидела это, в Ее теле также произошли определенные изменения. Пока Кришна пребывал в этом настроении, Баладев сумел приблизиться к Нему и постепенно вернуть Кришну в сознание Двараки. Внезапное прекращение Его переживания Вриндавана вызвало подобное состояние, и только постепенно Его ум был возвращен в Двараку.

Такую историю рассказывают, и когда Дварака и Вриндаван смешиваются, появляется Джаганнатх. Он главным образом пребывает в Двараке, но Вриндаван также присутствует там. Образы Его Лилы безграничны, так что можем мы проследить или узнать, опираясь на наши ограниченные способности? Из Дварака-Самхиты мы узнаем, что в Двараке также была проведена Раса-лила. Царицы услышали, что во Вриндаване проходила Раса-лила, и то было нечто чудесное. Поэтому, когда в одном случае все жители Вриндавана были приглашены в Двараку, Царицы конфиденциально обратились к Кришне и попросили Его: «Приехали Гопи, а так давно наши сердца жаждут, чтобы ты показал нам Твою Раса-лилу. Ты попросишь их?»

Кришна ответил: «Если они дадут согласие, Я не возражаю». Царицы обратились с этой просьбой к Гопи, и Раса-лила была проведена. Когда она завершилась, все очевидцы были изумлены, и Царицы отправились в лагерь Гопи, чтобы выразить свой восторг. «То, что мы видели, — это чудо из чудес, невозможно даже представить такое. Мы не в силах должным образом выразить наши чувства». В ответ, Шримати Радхарани сказала: «Что вы видели? Нечто жалкое – почти мертвое зрелище. Где Йамуна? Где дерево кадамба, павлин, олень, и все остальное? Там, во Вриндаване, то была сцена, созданная самой природой, и все проходило на фоне нашей юности. Увиденное вами – ничто, позор, просто насмешка». Тогда Царицы стали размышлять: «Если то, что мы видели, такого низкого уровня, тогда сколь высокой природы Лила должна присутствовать в Изначальном? Это совершенно немыслимо». Итак, психология Вриндавана является наиважнейшим фактором. Когда внезапно возникла помеха влечению к этой Вриндаван-лиле, результатом стало грандиозное изменение на физическом уровне.

Конечно, природа этого не физическая, но ради того, чтобы объяснить ее, мы можем использовать этот термин. Это препятствие вызвало изменение внешнего измерения. Это нечто, подобное землетрясению. Внутреннее движение Земли изменяет поверхность, и вот, внутреннее смятение, порожденное воспоминанием Вриндаван-лилы, стало причиной радикальной трансформации внешних характеристик. А когда процесс трансформации был внезапно остановлен, новый облик сохранился. Обретя чертя Джаганнатхдева, он предстал таким. Когда перспектива более высокой природы сталкивается с внезапным препятствием, приходит реакция.

Итак, Джаганнатхдев, — это реакционная стадия между Вриндаваном и Дваракой. Это конфликт меду эмоциями Свайам Бхагавана и Ваибхава-виласом Кришны. Нечто, подобное расабхасу. В экстазе высшей природы также возможен расабхас. Столкновение двух разных волн расы. Поезд может ехать по определенной дороге, и вместе с ним едет багаж. Но если внезапно поезд сломается, содержимое багажа вывалится в крайнем беспорядке. Нечто в этом роде.

адау йад дваро плавате, синдхух парер апаурушам

Это стих гласит, что мурти Джаганнатха существовало там (в Пури – прим. пер.) с древних времен. Итак, каждая Лила Господа имеет вечную природу. Каждая часть безграничного вечна. В начале Махабхараты присутствует раздел, называемый «Дхритараштра-вилап», и там Дхритараштра перечисляет основные события Махабхараты, и скорбит, говоря: «Из-за такого-то и такого-то происшествия моя сторона потерпит поражение, я знаю это». Но на этой стадии повествования в Махабхарате ни одно из этих событий еще не произошло. Тогда как Дхритараштра может говорить о них в самом начале эпоса?

Объяснение заключается в том, что происходящее имеет вечную природу, нитйа. Невозможно различить начало Лилы и ее конец. Вечная Лила движется по кругу. Крайне сложно постичь природу такого явления. Понять пути вечности. Повсюду начало, повсюду конец. Везде центр, и нигде нет периферии. В этом смысл безграничного. Это Нитйа-лила. Повсюду начало, повсюду конец, и все сосуществует в одно и то же время. Кришнадас Кавирадж Госвами передал эту идею по-своему. Он привел пример восхода солнца, который всегда можно наблюдать в одном или другом месте. Сейчас здесь, потом там, и так далее.

Кришна-лила движется подобно солнцу; Его рождение, детство являются в одном месте, а затем перемещаются в другую брахманду, вселенную. Это Бхаума-лила, один из аспектов Его игр. А в мире Голоки, другом аспекте Лилы, каждое событие также имеет вечную природу, нитйа. Отражение этих игр является здесь, в этом мире, восходя подобно солнцу. В материальном мире, эти события можно проследить иногда здесь, иногда там, — это вопрос пространства, но на Голоке, в центральной обители, все игры совершаются одновременно. Когда эти игры являются в сердце преданного, они не менее реальны. Когда преданный вспоминает Лилу, это может быть Враджа-лила, Дварака-лила, но то, что отражается в его сердце, тоже истинно. Таким образом, все события игр существуют одновременно и продолжаются вечно. Каждая Лила и каждая часть Лилы присутствуют всегда, параллельно друг другу. Последовательность событий и их одновременное существование пребывают в гармонии.

Преданный: Махарадж, Гуру-парампара – это тоже часть Лилы?

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно. Это Лила Кришны. Более того, Майа и все остальное включено в Лилу с Его точки зрения. Это Его сладостная воля, Его независимость.

майа татам идам сарвам, джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани, на чахам тешв авастхитах
(Бхагавад-гита, 9.4)

«Все сущее пребывает во Мне, и, тем не менее, ничто не пребывает во Мне. Я повсюду, и Меня нигде нет». Он даже может вмешаться в свободную волю дживы, но все-таки, Он не делает этого. Он пребывает внутри души и может контролировать ее, однако не контролирует. Он обладает подобной независимостью. Мы должны твердо уяснить такое представление. Это концепция Шри Чайтаньи Махапрабху; именно эта идея отличает Его концепцию от философских систем Гегеля и Ауробиндо. Майа не является необходимой частью бытия, и по воле Кришны Майа может завершиться, а если Он пожелает, возникнуть вновь.

коти-камадхену-патира чхаги йаичхе маре
сад-аишварйа-пати кршнера майа киба каре?
(Ч. ч. Мад. 15. 179)

Он может создать или убить. В своей Таттва-сутре Бхактивинод Тхакур написал, что по Его воле даже существование дживы-души может быть прекращено. Обычно так не происходит, но все-таки, Абсолютное Могущество пребывает с Ним. Все устраивается и определяется Им, это проявление сваруп-шакти.

кршна-лиламрта-сара, тара сата сата дхара
даса-дике вахе йаха хаите се чаитанйа-лила хайа,
саровара акшайа, мано-хамса чараха тахате

Чайтанья-лила – это Безграничная сладость Чайтаньи; что бы ни содержалось в Нем и что бы ни исходило из Него, все это – высший нектар Кришна-лилы и ничего другого. Чайтанья-лила – это центр, из которого в различных формах течет Кришна-лила, сочась со всех сторон, и даже из каждой поры. Махапрабху – воплощение исключительно Радха-Кришна-лилы, Браджа-лилы, которая исходит из Него, приходя на помощь к людям. Добровольное распространение различных нектарных вкусов Кришна-лилы – это Шри Чайтанья Махапрабху.

Его существование неотделимо от Намы, Гуны, Рупы и Лилы Кришны, Радха-Кришны, что включает Йашоду и всех остальных в окружении Кришны. Кришна-лила подразумевает Кришну с Его группой. Также Вриндаван – вода, лес, животные, птицы, все это включено в Кришна-лилу, Браджа-лилу. Именно это, и ничто другое, исходит из Шри Чайтаньи. Это Радха-Кришна природы распространения Себя. Все, что исходит из Него, — все это Кришна. Даже в детстве Шри Чайтаньи, когда никто не мог найти какие-либо следы Кришны в Нем, все это было там, и Он по-разному создавал почву для распространения Кришна-лилы другим.

кршна-нама дхаре ката бала
(Шри-Нама-Махатмйа – Шрила Бхактивинод Тхакур)

Какова ценность звука «Кришна»? Шрила Рупа Госвами объяснил, что Кришна обладает четырьмя уникальными, особенными качествами. Каждая джива имеет пятьдесят врожденных качеств. Некоторые деваты имеют пятьдесят пять качеств, пять дополнительных качеств частично проявлены в них. Шри Нарайан имеет шестьдесят качеств во всей полноте, а в Кришне присутствуют еще четыре качества, которых нет в Нарайане.

Это: рупа-мадхурйа (сладостная форма), вену-мадхурйа (сладостная флейта), лила-мадхурйа (сладостные игры) и парикара-мадхурйа (сладостные спутники). Так Шрила Рупа Госвами установил особый характер Кришна-лилы. И все это можно найти только во Вриндаване. Васудев-Кришна не имеет флейты, и упоминается, что даже Дваракеша-Кришна очарован и ищет рупа-мадхурйу Вриндаван-Кришны, сладостного Господа Браджа, Прекрасной Реальности.

Автор: Роса ТВ
Теги
7 рівнів розвитку свідомості
Как Открыть Сердце: 7 Ключей
Маленький Ганеша
Экадаши
Слава Шрилы Прабхупады. Бхакти Бибудха Бодхайан (Президент Шри Гопинатх Гаудийа Матха)
Личностная природа Аллаха
Шри Кришна - изначальная форма Господа
Лилы Шри Шримад Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджa
14 заповедей Дзэн-буддизма
Путь к спасению. Святитель Феофан Затворник
Не ладится жизнь? Значит, Вы нарушаете 7 законов вселенной
Далай-Лама - Сострадание или жалость?
Все мы инструменты в руках Бога
Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому лишь его отражение
Почему у развитых душ часто проблемы с материальным достатком?
Замкнутый круг: внешняя реальность отражает события внутреннего мира

Login


Lost your password?