Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Психотерапия в аюрведе

Психотерапия в аюрведе

Врачи-аюрведы считают, что основная причина возникновения заболеваний – это праджняапарадха – «ошибка ума». Она происходит, когда человек с трудом отличает хорошее от плохого. А отрицательные эмоции становятся причиной болезней. Аюрведа выявляет эту тесную связь между телом и умом в процессе развития заболеваний и объясняет их психосоматическую природу.

Если душа – глава демократического государства, а ум – министры, которые непосредственно общаются с президентом, то заболевание – это недобросовестная работа аппарата министров.

Заболевания могут быть физическими и психическими по своей природе. За физическое здоровье и физические проявления заболеваний отвечают доши — Вата, Питта и Капха. Психические элементы конституции человека — гуны Сатва, Раджас и Тамас — факторы здоровья (Сатва) и заболеваний ума (Раджас и Тамас).

Сатва гуна (преобладание благости) проявляется через знание, любовь и радость, раджас (преобладание страсти) – через деятельность, отвращение и раздражение, тамас (преобладание невежества) – через страх, лень, инертность. Сатва обеспечивает психическое здоровье, в то время как раджас и тамас вызывают психические нарушения.

В аюрведе физические заболевания лечатся согласно логически оформленной элементарной теории, а психические – посредством аюрведической психотерапии сатваваджайа.

Терапия Сатваваджайа

В переводе с санскрита сатваваджайа означает «победа Сатвы». Имеется в виду победа «чистой» Сатвы над психическими гунами, «загрязняющими» ум – Раджасом и Тамасом. Сатваджайа концентрируется не только на контроле ума, но и на замещении негативных эмоций позитивными. В терапии сатваджайа используются методы джняна, виджняна, дхарья, смрити и самадхи.

Джняна — знание

Специалист сатваджайа знакомит своего пациента с мудростью древних философских писаний о человеческой природе. В результате освоения этих знаний джняна-йоги познается единство индивидуального и универсального сознания — адвайда. Человек, который пришел к такому осознанию, никогда не оказывается в межличностных конфликтах. Понимание концепции перерождения и освобождения души помогают преодолеть страх смерти, страх потери близких, ненависть, злость, жадность, печаль и ревность, развить уверенность в себе и любовь.

Виджняна — аналитическое знание

Концепция джняны может быть применена не всегда, так как не все способны на такое философское понимание. Тогда на помощь приходит практика виджняны – критический анализ, направленный на различение правильного и неправильного. Ее рекомендуют практически всем людям для разрешения психологических проблем, так как она помогает найти и исправить ошибки. Консультация специалиста помогает взглянуть на проблему с разных сторон и найти подходящий способ ее решения.
Дхарья – способность контролировать органы чувств

Несмотря на возможное логическое или философское разрешение проблемы, инстинктивное поведение может остаться прежним. Ум всегда ищет чувственные наслаждения, и поэтому привязывается к органам чувств. А органы чувств, в свою очередь, привязываются к объектам, которые приносят им наслаждение. Отсюда возникают различные зависимости и дурные привычки – переедание или искусственное голодание, курение, алкоголизм, чрезмерный секс и так далее. Согласно аюрведе, невозможность контролировать свои органы чувств — одна из трех основных этиологических причин возникновения соматических болезней. Дхарья – это сила воли, она помогает обуздать ум и преодолеть потакание органам чувств.

Смрити — память

При детальном рассмотрении инстинктивного поведения можно найти причину возникновения заболеваний в подсознании. Она может родиться из неудовлетворенного желания обладать чем- или кем-либо, либо впечатлений, тянущихся из прошлого (кармапхала). С детства мы собираем и копим в себе множество впечатлений, которые впоследствии фиксируются в памяти вместе с определенными эмоциями. Конечно, впечатления могут быть как положительными, так и отрицательными, но эмоционально они в основном привязаны к близким нам людям, родственникам, друзьям и окружающей среде. Отрицательные впечатления маскируют истинную природу сознания и, будучи закрепленными в эмоциональной памяти, вызывают множество психических проблем (фобии, высокомерие, чувство вины, чувство одиночества, меланхолию и прочие). Очищение от таких эмоций возможно посредством смрити (память – санск.) – техникой, направленной на углубление в подсознание, чтобы осознать свои воспоминания. Когда становится ясна причина появления негативных эмоций, то они растворяются, а на их месте создаются новые, положительные эмоции.

Самадхи медитация

В результате продолжительного осознания и открытого выражения своих эмоций или изменения отношения к проблемной ситуации человек начинает чувствовать облегчение. Такая психологическая работа обеспечивает глубокое расслабление и успокоение ума. В классической йоге такая стадия достигается за счет регулярной практики пранаямы, пратьяхары, дхараны и дхьяны. В таких условиях умиротворения практика медитации позволяет с легкостью достичь состояния тишины и отсутствия мыслей.
Зачастую практикующий может “прикоснуться” к самадхи – высшей ступени медитации. Даже секундная продолжительность самадхи обладает мощной исцеляющей силой. Продолжительная практика смрити очищает подсознание от негативных эмоций и впечатлений. Это обеспечивает максимальное успокоение, позволяющее достичь высших пределов самадхи – состояния абсолютного счастья.

Согласно аюрведе и йоге, самадхи является состоянием идеального здоровья. На санскрите здоровье называется свастха – «душа на месте». В наших телах находятся триллионы тканей, и у каждой из них своя индивидуальная жизнь. Но они по-прежнему служат человеческому телу в гармонии для достижения цели, поставленной душой. Когда душа отвлекается на объекты чувственного наслаждения, ткани теряют свою целостность и гармоничное взаимодействие. Это состояние называется асвастха – заболевание, «смещение души». Самадхи является той практикой, которая способна вернуть душу на свое истинное место посредством медитации.

Практика интроспективной смрити-медитации

Дхайрья, смрити и самадхи — это практики самонаблюдения (интроспективные практики). Для того, чтобы самостоятельно познать практику смрити, требуется много времени. В болезненном или неуравновешенном состоянии это становится еще сложнее из-за эмоционального сопротивления, поэтому лучше прибегнуть к помощи специалиста.

Направленная смрити-медитация – это практика, обеспечивающая процесс интроспекции (самонаблюдения). Эта техника вызывает состояние глубокого транса, погружает человека в эмоции и привязанные к ним впечатления. Главная цель медитации – расширение внутренней осознанности. Испытывая все то, что творится во внутреннем мире, человек «проживает» свои эмоции, впечатления и воспоминания, освобождается от них и меняет свое отношение к происходящему и модель поведения.

Осознание причины заболевания на уровне ума помогает предотвратить ее проявление на физическом уровне. Поэтому практика интроспективной медитации — главный способ предотвращения и контролирования психосоматических заболеваний.

Профессор-преподаватель Института Восточной Медицины Российского Университета Дружбы Народов (г.Москва), автор психотерапевтической методики по профилактике и лечению психосоматических заболеваний (« Смрити- медитация») К.В Дилипкумар

rosa-pharm

В нашем бутике Аюрведы и восточной медицины ROSA Вы можете приобрести самые разнообразные аюрведические средства, фитопрепараты, масла, специи, благовония, косметику, продукты питания и напитки!

Автор: Роса ТВ
Теги
Мадхусудан-Свамі
Александр Кузнецов
Аюрведа о зачатии здорового ребенка
Правила потери и накопления энергии человеком!
Как жена думает о муже, таким он и становится!
20 советов Михаила Литвака, которые помогут в решении многих жизненных ситуаций
Держим вес под контролем: рекомендации аюрведы
Ирина Ищенко: Сексуальность и ее грани. Часть 1: Женская сексуальность
Танцы, как терапия или Почему танцы лечат лучше, чем бутылка, антидепрессант или психотерапевт
К 2030 году больницы уйдут в прошлое
Основные симптомы и причины анемии у женщин
День осведомленности о синдроме хронической усталости
Доктор Аюрведы Игорь Ветров: Болезни и их лечение
Юрий Авраменко: Истоки и история Аюрведы. Часть 3
Между позитивным мышлением и страданием
Шесть признаков того, что вы готовы к аюрведической консультации

Login


Lost your password?