Дхарма Миттра — преподаватель йоги, ученик Шри Свами Кайлашананды (линия передачи Свами Шивананда Сарасвати). Дхарма Миттра преподает с 1967 года, является директором Dharma Yoga Center в Нью-Йорке.
Дхарма Миттра родился 14 мая 1939 года в Pirapora, Minas Gerais. При рождении он получил имя Карлос Аугусто Варгасон. Он начал изучать йогу в 1958 г. В 1964 году он закончил службу в бразильской военной авиации и переехал в Нью-Йорк, чтобы учиться у своего нового гуру, Шри Свами Кайдашананды. По окончинии интенсивного изучения Аштанги (Патанджали) и Карма Йоги, он был принят и инициирован как санньяси. Дхарма начал преподавать в 1967 году, по прошествии 10 лет, проведенных в качестве йогина и брахмачари (ученика, соблюдающего целибат и проживающего с учителем, полностью посвящая себя духовным практикам).
В ашраме своего гуру он стал известным учителем. В 1975 году он покинул ашрам и основал Dharma Yoga Center в Нью-Йорке. В 1984 году Дхарма Миттра закончил свою схему Master Yoga Chart из 908 поз, тщательно сфотографировав себя в 1300 позах йоги, затем обработав и вставив картинки, чтобы создать эту схему. Master Yoga Chart висит во многих ашрамах и йога центрах по всему миру, как пособие для преподавателей и источник вдохновения для всех изучающих йогу. Его более поздняя книга называется «Асаны: 608 поз йоги». Она была опубликована в 2003 году. В 2006 он выпустил серию обучающих видео по йоге, которые называются «Маха Садхана: великая практика».
— Давайте начнем с короткого знакомства. Чем вам нравится заниматься в свободное время помимо преподавания, практики йоги? Есть ли у вас хобби?
— Да, у меня есть свои хобби, я хожу в спортзал, я люблю гулять по Чайнатауну (район в Нью Йорке). Иногда, когда приезжает мой сын, мы играем в бильярд. Большую часть времени я провожу готовясь к занятиям, дорабатываю материалы для студентов. Мне уже нет необходимости перечитывать первоисточники, но иногда я к ним обращаюсь, когда нужно что-то уточнить, чтобы передать другим. У меня есть телевизор, но я редко его смотрю. Я предпочитаю компьютер. Я захожу на Youtube, чтобы посмотреть, что там делают современные йоги. Семья… Двое моих детей уже выросли, и я о них не беспокоюсь. Я редко бываю дома, большую часть времени провожу в своей студии — мне нравится быть одному. Моя жена это понимает.
— Как вы начали практиковать йогу, почему вообще решили заняться йогой?
— Я родился в Бразилии, на мою долю выпало много страданий, и помимо прочего у меня было плохое здоровье. Мой отец был фермером, мне было ужасно наблюдать, как жестоко обращаются с животными. Мне всегда хотелось знать, существует ли на самом деле карма, перерождения, это меня очень интересовало. Мне было 14 лет, когда я впервые прочитал про карму и реинкарнацию. У одного из моих младших братьев были книги о йоге, как только я открыл одну из них, там описывалось состояние самадхи, это было захватывающе, мне захотелось узнать, существует ли какой-то Бог, или разум, который все контролирует, а также очень захотелось узнать о йогических способностях, сидхах. Вся моя жизнь изменилась после той книги. Я мечтал найти учителя йоги, у нас в Бразилии их нет. Потом мой брат приехал сюда, это было в 1952 году, и он нашел йога. Он сказал мне: «Карлос, — это мое первое имя, приезжай сюда, я нашел гуру». В то время я служил в воздушных войсках, эта служба казалась мне самой лучшей в мире, я посвятил ей шесть лет.
— Почему вам так нравилась служба в армии?
Это здорово и удобно. Бразильское правительство хорошо платит военным, это хорошая должность, хорошая форма. Но в тот момент для меня все это стало неважно. Я подал в отставку и поехал сюда (в Америку), здесь я потом нашел своего гуру. Я был очень болен, у меня была какая-то инфекция. Я начал практиковать йогу, все время я занимался только практикой, все заработанные деньги я тратил только на занятия. Мне очень хотелось поправить свое здоровье, поэтому я очень усердно занимался асанами.
— Сколько вам потребовалось времени, чтобы восстановить здоровье?
— Почти год. Я проходил восстанавливающий курс, нужно было строго придерживаться особой диеты в течение одного года, я принимал аюрведические травы и делал некоторые крийи, асаны, нужно было строго следовать указаниям учителя. Я продержался на этой диете три года, в те дни я был абсолютно здоров, все проблемы исчезли, и тогда я смог более серьезно подойти к изучению реинкарнации и кармы. Больше всего мне нравилась карма йога — совершать бескорыстные действия и быть вместе с гуру.
— Вы сами решили заняться карма йогой или это был совет вашего гуру?
— Для того, чтобы получить посвящение, гуру проверяет своих учеников. Нужно показать, что вы настроены серьезно, быть уважительным, практиковать карма йогу, но, конечно, вы все это должны делать не ради посвящения, вы должны совершать совершенно бескорыстные действия. Делать, потому, что так надо. Если бы гуру сказал, я бы выполнял карма йогу сто лет. К счастью, этого не понадобилось. Я практиковал карма йогу три года. Среди приближенных учителя всегда есть кто-то, кто следит, готовы ли ученики к встрече с гуру. Через три года мне сказали: «Дхарма, или Карлос, гуру сказал, что ты готов стать частью семьи». Тогда тебе дают имя, малу (четки) и специальную индивидуальную мантру.
— Значит Вы получили имя Дхарма после посвящения?
— Да, после посвящения гуру смотрит на склонности своих учеников. Я всегда был неорганизованным, никогда не мог четко следовать инструкциям, поэтому мне дали имя Дхарма. Моя цель в том, чтобы научиться следовать правильным путем. Например, здесь, в Соединенных Штатах, мне нравится платить налоги, следовать правилам, тогда я чувствую себя действительно комфортно. Мне нравилась карма йога, мне дали посвящение. Меня зовут Дхарма Миттра. Миттра означает друг. Затем дали специальную мантру. Если хотите связаться со своим гуру мысленно, повторяйте мантру постоянно, эта связь действует как мобильный телефон. Вы становитесь частью семьи, у вас есть обязательства перед гуру, у гуру есть обязательства перед своими учениками. Учителю хочется, чтобы его ученики достигли просветления как можно быстрее и оставили его в покое. Я был усердным и старался, а в 1975 году вдруг почувствовал, что мне не нужно больше оставаться в ашраме. Я пошел к учителю: «Гуру, благослави меня, я готов дальше двигаться самостоятельно». Он ответил: «Хорошо, мой сын, вот тебе мое благославение». В 1975 году я открыл йога студию.
— Изменила ли вас карма йога? Те три года, что вы ей посвятили, изменили ли они вашу личность?
— Да, немного изменила. У вас становится меньше эго, вы не ощущаете себя особеным. Делая карма йогу вы становитесь как ребенок, у вас нет уже той взрослой личности, полной дипломатии, концепций. Как говорится в текстах, мудрый человек ведет себя как ребенок. Вы становитесь ребячливым, невинным, простым и скромным. Будучи учителем, я иногда стесняюсь говорить со своими учениками с позиции учителя потому, что я знаю — по сути мы одинаковые. Но из-за неведения некоторых учеников иногда приходится обращаться к ним с позиции учителя, показывать им больше, показывать, что вы их учите. Ваша личность становится лучше, более невинной, скромной, как у ребенка, эго уменьшается.
— Как вы считаете, важно ли людям в сегодняшнем обществе больше практиковать карма йогу? В настоящее время это не особо распространенная практика?
— Причиной может быть то, что сейчас существует много духовных организаций, схожих по своей структуре, где деньги тратятся на организаторов, а не на какие-то духовные цели. Очень непросто найти учителя действительно честного, который заслуживает практики карма йоги. Из-за развития технологий у людей нет времени на отдых, особенно здесь в Нью-Йорке. У них нет времени на карма йогу. Хорошо, если у них есть один или два часа свободного времени, две минуты, но иногда нет даже этого. Если вы живете в Индии, или в какой-то другой стране, возможно, у вас больше свободного времени. Но необходимо найти правильное место, учителя, которому вы доверяете. Например, такие организации как организация Шивананды, отличное место для карма йоги. Сатчидананды, Интегральной Йоги. Есть достаточно организаций, которым можно доверять, если вы к ним придете, то увидите, как много людей там работают совершенно бескорыстно.
— Обычно, когда люди приходят в йогу, они в основном занимаются асанами. Спустя несколько лет они видят, что асаны у них получаются, тело становится подтянутым, гибким, они могут выполнять более сложные позы, растет их эго: «Я лучший в классе», или «Я один их лучших учеников». На мой взгляд, это препятствие на пути к настоящей йоге, настоящему «я».
— Да, это естественно для начинающих. Когда человек духовно растет, он становится немного эгоистичным по отношению к своей практике. Где-то внутри возникает естественное чувство: «Я лучше тебя», «Я могу делать то, чего ты не можешь». Некоторые застревают на этом этапе надолго, даже некоторые учителя, они считают себя лучше, чем другие, считают, что они на высоте. Но на самом деле, это не так. Постепенно, может быть в этой жизни, или позже, у них это уходит, как только они начинают продвигаются на пути самореализации. Они могут привязываться к этому состоянию. Мы стареем и наше тело начинает утрачивать некоторые асаны, все зависит от выносливости организма. Я безумец — я обычно выполнял все эти тысячу, или две тысячи асан, стойка на руках, на одной руке и так далее. Тело стареет, легче травмируется, постепенно качество асан утрачивается. Ну а вообще, это все проявления эго, это нехорошо. Это отсутствие самореализации.
— Вы помогаете своим студентам справляться с проявлениями эго или позволяете ученикам работать с этим самостоятельно?
— Я наблюдаю за ними, смотрю на их отношение ко мне. Если они относятся ко мне с уважением и любовью, я немедленно поделюсь с ними высшим знанием. Есть такие, кто интересуется исключительно асанами. Они не проявляют должного почтения, слишком больших результатов ожидают от своих действий, не воспринимают меня как учителя, просто приходят на занятия, не следуют советам, не демонстрируют уважение, с ними я делюсь только знаниями об асанах. Могу дать им какую-нибудь мантру, потому что больше они все равно не смогут воспринять. Я действую в соответствии с их отношением ко мне. Если кто-то подойдет и спросит: «Дхарма, что такое Я?» Будет прекрасно поделиться с ним знанием. «Что такое карма йога?» Есть и такие, кто практикует карма йогу, но ни о чем не спрашивают, тогда я сам к ним подойду: «Если Вы хотите, я могу дать вам имя, поделиться с вами всем, что дал мне мой гуру, дать вам мантру и посвящение». Так что, все зависит от отношения учеников.
— Изменилось ли с годами ваше отношение к йоге, к целям йоги, к тому, зачем вы практикуете?
— Прежде всего я пришел в йогу из-за боли — физической и душевной. Я был строгим католиком, но никогда не мог получить ответов от священника. Я хорошо знаю Библию, но священник не мог помочь мне, у него не было достаточно знания, чтобы объяснить мне, существует ли перерождение. Если я сегодня умру, неужели я навсегда попаду в ад? Я никогда не мог с этим согласиться. Я хотел облегчить боль, когда умерла моя мать, я размышлял о том, что никогда ее больше не увижу. Все умирает… То есть поначалу я не стремился к самопознанию, я просто хотел воостановить здоровье и облегчить боль. Затем я начал практиковать. После карма йоги растворяется эго, после этого изменился и мой подход к йоге. Вы больше начинаете интересоваться реальностью, самопознанием, познанием Бога. Я полностью изменился, асаны меня больше не интересовали. Я даже перестал беспокоиться о своем здоровье, хотя я знал, что мне нужно быть здоровым, чтобы заниматься концентрацией и медитацией, но привязанность к асанам исчезла. Так что, да, мой подход к йоге изменился.
— Какова ваша цель в йоге сегодня?
— Сейчас я вижу, что йога прекрасна, особенно Аштанга. Это не религия. Все эти техники настолько просты. За короткое время — один-два года — у вас появляется сильное и очень здоровое тело. Я всегда концентрируюсь на яме и нияме, это основное на чем я концентрируюсь в своей жизни. Соблюдение ямы и ниямы дает вам духовную силу, этот огонь, энергию действовать быстро, если надо, обрить голову, помогать, следовать словам учителя. Через нияму вы получаете духовное знание о том, что такое тело, что такое ум. Постепенно вы обретаете физическую, ментальную и духовную силу. Это не религия. Скажем, я верю в Иисуса, с высоким уровнем медитации, концентрации, хорошего здоровья, готовностью войти в царство Бога, соблюдая яму, я мгновенно найду Иисуса. Так что, если вы стремитесь к самопознанию, познанию Бога, вы можете достичь этого через йогу.
— Какие были у вас основные препятствия на пути?
— Основной проблемой для меня была еда, отсутствие самоконтроля, я не мог сдерживать себя в еде. Это был кошмар. Особенно после того, как уехал из Бразилии, где иногда все было так плохо, что не было еды, возможности посмотреть телевизор, сходить в кино. У меня не было друзей, не было подруги, вообще никого, мне было жутко одиноко. Также сказывалось отсутствие дисциплины. Постепенно, спустя годы страданий, ум становится управляемым, если правильно соблюдать яму. Тогда вы сможете употреблять еду, которая полезна, и получать правильное знание. Вы понимаете, что все это страдания тела и ума, постепенно приходит самоконтроль. И тогда еда вас уже не беспокоит.
— Что вам помогло преодолеть эти сложности?
— Я думаю знание и влияние гуру, его пример. Я жил с моим гуру каждый раз, когда он приезжал в Нью-Йорк. Я готовил ему еду, я видел, какую еду он ест, как он отдыхает, как он ведет себя. Я очень ему доверяю, я воспринимаю его как Бога. Я старался быть послушным, я верил его словам. Я понял, что его слово исходит не просто от него, оно основано на знаниях древних текстов. Это и есть единственная реальность. Я понял, что это правильный путь. Это дало мне силу, огромную энергию преодолеть сложности. То есть, мне помогли мой учитель и правильное знание, которое он мне передавал, Бхагавад Гита, самопознание, Йога Прадипика. И еще его совет: «Сын мой, не надо слишком долго готовить еду, тогда твой ум станет ясным, ты никогда не будешь болеть». Да, мне помог мой учитель и священные тексты.
— Что для вас означает брахмачарья?
— Считается, что брахмачарья это сохранение, накопление сексуальной энергии. Брахмачарья это нечто внутри вас. Например, я могу налысо побрить голову, никогда не смотреть на красивых женщин, никогда не иметь контакта ни с одной из них, это будет мой целибат. Или, наоборот, могу решить насиловать женщин-йогинь, буду приводить по одной каждую ночь, в этом случае у меня отсутствует уважение к женщинам, я воспринимаю их только как сексуальный объект, это говорит о полном отсутствии знаний о собственной природе. Так как обладая знаниями о собственной природе, вы будете воспринимать этих красивых женщин как своих дочерей, не сможете к ним относиться как к сексуальному объекту, не допустите сексуальных мыслей.
Еще для меня брахмачарья это, когда вы женаты, у вас есть супруга, то, испытывая грусть или депрессию, вы идете за утешением к своей жене, а не прибегаете к наркотикам, алкоголю и прочей ерунде. Для этого Бог создал Еву для Адама, чтобы они были вместе, а также чтобы сохраняли энергию. Если вы не женаты, считается, что вы не должны вступать в сексуальную связь, если только вы не делаете это ради зачатия детей. Если вы планируете иметь детей, нужно делать это осознанно. Иначе, в соответствии с некоторыми йогическими ритуалами, как например, у моего учителя это — Шраддха, если вы желаете насладиться сексом не для зачатия детей, вам придется заплатить штраф. Например, выпить стакан мочи, или прочитать много раз определенную мантру, сделать что-то еще, то есть компенсировать свое действие. Я женат, и прежде чем жениться, я спросил у своей жены: «Ты знаешь в чем смысл женитьбы? Это не просто развлечение, это нужно для того, чтобы были дети». Конечно, когда вы молоды, вы полны страсти, но вы также можете быть несчастны и жалки, но уважительное отношение нужно сохранять всегда.
Для меня брахмачарья также значит хорошо выполнять свою духовную практику, хорошо относиться к своему гостю, хорошо относиться к домашним животным, быть сострадательным ко всем существам, выполнять духовные обязательства и очищать мысли от секса и подобного. Бывает по-разному. В подростковом возрасте у нас нет выбора, мы находимся под натиском всего этого. Для каждого все происходит иначе. Но брахмачарья это нечто внутреннее, не внешнее. Выбор стать учителем, это тоже внутреннее решение. В общем, целибат означает сохранение и накопление сексуальной энергии. Это чистая энергия, накапливаясь, она преобразуется в духовную силу, мощь противостоять любой ситуации, а ваше тело, накапливая эту энергию, изменяет свой запах.
— Вы считаете для практики это важно?
— Да, это важно. Я думаю одно из основных препятствий на пути это секс, затем еда, привязанность. Нужно контролировать свое питание, нужно делать асаны и выполнять духовную практику правильно. Если не делать правильно пранаямы, например, со всеми необходимыми бандхами, вы можете пробудить сексуальную энергию, станете терять силу, поэтому нужен хороший наставник. Это главное из всех препятствий.
— Как вы думаете, может ли быть успех в практике йоги? Если да, что является успехом в практике для вас?
— Во-первых, успех в йоге означает самореализацию, или способность привести свой ум в состояние внутренней тишины. Ум в состоянии тишины автоматически переживает самадхи, ум свободен от всяческих сомнений, каких-бы то ни было. Ум пребывает в состоянии блаженства. Когда устраняются сомнения, когда соблюдаются яма и нияма, вы способны преодолеть любые органичения, потому что все препятствия устранены, больше вас не беспокоит еда, или секс, у вас есть дисциплина, вас не беспокоят привязанности, ум находится в состоянии тишины продолжительное время, сомнений не осталось, это и цель, и успех.
— А что главное на пути к успеху?
— Залог успеха — это соблюдение ямы и ниямы. Яма (в других религиях эти принципы могут называться иначе) — ахимса, почтительное отношение ко всем существам, сочувствие — это первый шаг на йогическом пути, способность поставить себя на место другого, чтобы прочувствовать его положение. Без сочувствия невозможно достичь остального. Но только лишь практикуя сочувствие, возможно обрести и остальные четыре аспекта ямы. Потому что, если я действительно могу сопереживать, как я могу, например, украсть у вас? Если я действительно вас люблю, как я могу в вас сомневаться? Вы начинаете более серьезно относиться к духовным аспектам. У вас появляется сила следовать инструкциям вашего учителя. Гуру может сказать мне: «Дхарма, соблюдай пост в течение 30 дней, сделай то и это». У меня есть силы найти Бога любой ценой. Я могу обриться наголо, могу отрезать себе руку. Без соблюдения ямы у вас множество планов в голове, но у вас нет силы их реализовать. Вы должны полагаться на духовную помощь, на данном этапе, это помощь вашего учителя, или, если вы способны найти внутренний контакт с собой, что случается редко, для того, чтобы справиться со своим эго. Вам нужно получить знания о кошах, о том, что такое анамая коша (физическое тело), праническое тело, манамая коша (ментальное тело), интеллект. Большинство людей отождествляются с ними. Что такое блаженство? Это тоже состояние ума. Когда вы все это знаете, вы все это отбрасываете, и автоматически достигаете успеха. Так что основными условиями успеха являются яма и нияма.
— Как вы считаете, практика йоги может изменить чью-то личность, или людей просто меняет жизнь?
— Да, может изменить. Иногда я вижу людей, которые приехали сюда из Индии, из Бразилии и достигли успеха. У них много учеников, много последователей, много денег, у них есть власть, они многое могут себе позволить, например, лимузин, известен один такой гуру. Если они еще не достигли просветления, может измениться их личность, их эго, они могут стать более дипломатичными. Они действуют как Бог, они отличаются от других. Они могут измениться в соответствии с особенностями их души. Одни души старше, чем другие. Я не говорю сейчас про себя, хотя с самого рождения я застенчив и скромен, а это качества, которые приходят из прошлого, более старших душ. Они могут несколько измениться, не в худшую сторону, могут немного уменьшить эго. Те души, которые не настроены на духовный поиск, наоборот укрепляют эго. В итоге, они решают, куда им идти, и меняют индивидуальность. Если практикующий серьезно настроен относительно карма йоги, уменьшения эго, ищет просветления и самореализации, его индивидуальность меняется в одну сторону — устраняя эго. Индивидуальность становится как ребенок. Тот, кто не ищет просветления, а ищет силы, хочет получить здоровье, уважение, меняется в другую сторону — развивается больше эго.
— То есть можно сказать, что йога просто помогает развить то, что у нас уже есть, или что-то можно изменить при желании?
— Конечно, можно изменить. Если вы практикуете йогу, у вас внушительное здоровье, вы контролируете свое питание, тогда практика пранаямы и соблюдение ямы развивают вашу ментальную силу. Вы можете визуализировать свой бизнес, вы можете достичь всего, чего пожелаете. Ваша духовная сила от соблюдения ямы, сочувствия, дает вам больше внутренней силы. Вы можете использовать ее для чего угодно. Если вы захотите стать президентом, вы очень быстро им станете. Если вы захотите стать юристом, вы станете лучшим юристом на свете. Если вы используете эту силу, играя на пианино, вы станете лучшим музыкантом. Но вы также можете причинить кому-то вред. Вы можете стать диктатором и своей силой навредить людям. Силу надо контролировать. У вас есть сила, нужно быть аккуратным, решая, кому вы ее даете.
— У вас есть ученики, которые использовали силу не лучшим образом? Они получили ее путем практики, а затем совершили что-то плохое, например. Знаете вы таких людей?
— Это зависит от особенностей души, возможно у кого-то есть предпосылки совершить какое-то негативное действие. Но потом человек понимает, что был неправ, и снова начинает приходить на занятия. Например, есть ученики, которые интересуются только физическим аспектом практики, и они ходят сюда годами. Им неинтересны детали, и вообще йога как таковая. Но они видят других людей счастливыми, не страдающими депрессией. Им постоянно приходится слышать о реализации, поисках просветления, развитии сострадания. Очень скоро, спустя несколько лет, начинает меняться их ум. Они начинают делать дыхательнве техники. Они подходят спрашивают: «Дхарма, можно ли практиковать карма йогу?» Они начинают меняться, просто находясь рядом, попадают под влияние.
— Вы счастливый человек?
— Существует два вида счастья. У нас есть пять чувств, органы восприятия, мы используем ум и органы чувств, чтобы воспринимать мир вокруг нас. Его воспринимает наше истинное «я». Это нечто очень тонкое, что делает живыми все существа. Таким образом, ваше личное «я» наслаждается мирскими благами в соответствии с вашей кармой. Скажем, вы довольны своим телом, своей семьей, хорошей работой, у вас есть все, что вы хотите, вы еще молоды, вы делаете правильные вещи, вы приносите больше счастья другим, вы немного медитируете. Все это — виды счастья, которые испытывает ум. У них есть начало и есть конец.
Другой вид счастья длится немного дольше, но тоже является частью ума. Вы получаете знание о том, что вы собой представляете на самом деле. Истинное «я» — это частица Бога. Вам не нужно счастье извне, это состояние непреходящего блаженства, когда у вас есть это знание. Некоторые йоги считают, что в сердце с правой стороны есть небольшая полость, размером меньше атома, там у каждого существа покоится частица Бога. Это как микрочип в компьютере, это интеллект и любовь. Когда вы это понимаете, внутри вас возникает еще больше счастья и блаженства, и оно длится вечно. Не как еда. Например, вы приготовили прекрасную еду, вы встречаетесь со своим другом, встреча длится два — три часа, затем заканчивается. Но вы все равно счастливы, потому что планируете встретиться снова. Когда вы становитесь старше, страсти стихают, и этому счастью приходит конец. Это счастье связано с воспринимаемыми объектами, оно длится, пока к ним подключены наши органы восприятия. Например, я люблю еду, я испытываю счастье, когда ем. Это все — уровни счастья. Когда к вам приходит знание о себе, о том, кем вы являетесь на самом деле, все меняется. Если вы соблюдаете яму, если вы проявляете сочувствие, если вы в хорошем расположении духа, если вы следуете инструкциям гуру, если вы платите налоги и делаете все в соответствии с законом, вы ощущаете себя в безопасности и еще счастливей. Если вам доступно знание о законах кармы, вы понимаете, что все, что происходит с вами, создано вами в прошлом. Почему вы оказались в такой ситуации? Это ваше творение из прошлой жизни. Когда вы это осознаете, вам становится чуть спокойней. Это счастье длится вечно. Оно перетекает на следующий этап, когда ваш ум погружается в тишину, в состояние, которое называют самадхи. Нам нужно помнить, что тело и ум не реальны, это продукт нашего неведения, эго.
— А в каком состоянии счастья вы находитесь сейчас?
— Состояние счастья — это знание. Сначала мы получаем знание, затем мы должны поразмышлять над ним, затем осознать. После очищения ума и тела, понимание происходит автоматически. И тогда не остается больше сомнений о том, что происходит, что творится в мире, куда мы отправимся из этого мира. Это успех, просветление. Просветление очень многих вводит в заблуждение. Бывает просветление тела, ума и собственного «я». Считается, что есть личное «я» и другое, божественное «я». Есть просветление ума и личного «я», потому что истинное «я» не нуждается в просветлении, это дух, личный Бог. Он уже просветлен. Нужно лишь успокоить собственный ум. Когда ум находится в состоянии покоя, все исчезает.
— Есть у вас какой-то рецепт, как преодолеть страдания? Все существа страдают, им не хватает то одного, то другого.
— Все наши страдания и боль из-за отсутствия знаний о самих себе. У нас нет выбора, мы родились в теле, у нас есть ум и органы чувств. Мы можем только воспринимать, наше сознание может воспринимать, осознавать только грубые вещи. Мы не можем получить подтверждения духовных вещей, мы только можем решить — верить или нет, так как наше шестое чувство еще не открыто. Так что выбора нет, мы пользуемся благами мира, ум использует органы чувств для наслаждения, у людей возникает привязанность к удовольствиям. Вот и приходится страдать. Например, у меня привязанность к еде, и вот я вдруг лишился возможности есть. Вы привязаны к своим друзьям, жене, детям, домашним животным. Все знают, что им придется когда-то уйти. Они стареют и умирают. Но нам сейчас не до этого, мы заняты, или слишком молоды, чтобы об этом задумываться. Если у вас привязанность к работе, вы можете ее потерять. Другие могут быть привязаны к своему телу. У кого-то есть что-то, чего бы хотелось вам, вы завидуете. Если вы не обладаете знанием о карме и перерождении, вы вините Бога. Почему у кого-то есть все, а у меня нет ничего? Вы чувствуете себя обделенным. Нам не хватает знаний, потому что всю эту боль мы получаем в соответствии с законами кармы. Есть боль, которую мы несем из прошлого. Некоторые рождаются и проходят через много страданий, кто-то является объектом насилия. Вы могли родиться в семье, где родители жестоко с вами обращались. Или вы могли родиться в такой стране, как я — в Бразилии. Еды не хватает. В основной массе люди необразованы, духовное знание недоступно, от этого вы страдаете. У этой боли и страдания есть причина. Это очищение ума, мы оплачиваем наши кармические долги из прошлого, которые возникли из-за неведения, проявленного нами в прошлом. Более юные души не могут сосредоточится на религиозном учении, они ходят в церковь просто потому, что так принято, они не желают всерьез воспринимать духовный поиск, познание себя. Это все естественно. Вот почему мы здесь на этой планете — мы отрабатываем нашу карму.
— И страдаем…
— И страдаем. Но кто страдает? Тело и разум. Человек, не обладающий знанием о своем высшем «я», а таких большинство, страдает. Тело приносит страдание. Когда вашим детям больно, вы чувствуете эту боль, если у вас нет машины, от этого вам тоже больно. Люди, кому не хватает дисциплины и самоконтороля, питаются непотребной едой. Потом болеют и страдают, едят животных и болеют.
— Считаете ли вы, что отказ от желания помогает в преодолении страданий? Некоторые так трактуют древние тексты, особенно буддисты, что можно преодолеть страдание, если откажешься от самого желания. Так ли это, по вашему мнению?
— Только знание о реальности может помочь. Если вы знаете, почему вы страдаете, вы перестаете это страдание испытывать. Например, кто-то напал на меня на улице и сломал мне ногу. Если бы я знал, что в прошлой жизни я сделал что-то подобное с кем-то, я бы сказал: «Отлично, я заслуживаю, чтобы мне сломали обе ноги». Если вы понимаете, почему родились такого маленького роста, в то время как вам хочется быть высоким, если знаете причину, вы испытываете счастье. Если вы знаете, почему родились в этой стране, а не где-то еще. У всего есть причина, нам недостает знания о реальности, о законах кармы. Вы действительно страдаете, если верите в это тело, в свой разум. Это тело и разум не существуют вечно. Мы не являемся телом или мыслями. Что бы вы не воспринимали, вы — не объект восприятия, а воспринимающий. Так что, если вы обладаете знанием, вы понимаете, чем питаться, как предотвратить боль, страдание. Нужно найти кого-то, кто мог бы вас направлять духовно, того, у кого есть опыт, кто уже прошел через все это сам. Вам нужно слушать.
Какая была вторая часть вопроса? Как избавиться от желаний? Помните, что желания испытывают наш ум. В текстах говорится, что йогин, который не отказался от своих желаний — не настоящий йогин. Другими словами, йогину, который отождествляет себя с умом, или своими чувствами, ничего не остается, как желать то одного, то другого. Вы должны это понимать, вы — не тело и не ум. Я желаю, чтобы это интервью закончилось, я желаю, чтобы вошел кто-то и предложил отвезти меня домой. Кто желает этого? Ум. Я хочу, чтобы однажды какой-нибудь богатый ученик подарил мне пентхаус или большой йога центр. Это ум, а не вы. Вы отождествляете себя с умом, а желает как раз ваш ум. Вы видите, как важно знать, кто вы на самом деле, вы не тело, не ум, не чувства. Поэтому люди страдают. Преодолеть это непросто, но если вы соблюдаете яму и проявляете сострадание, внутри вас возникает это понимание, вы вдруг знаете все.
— Что вы цените больше всего в жизни?
— Самое ценное в моей жизни это сопереживание, я делаю все, чтобы облегчить боль страдания. По какой-то причине мои мысли снова направлены к животным. Они живут инстинктами, это так ценно, они так многому нас учат. Это способствует уменьшению эго. Это основа всего. Если соблюдать ахимсу должным образом, развивается огромная психическая сила, способность находить ответы на всевозможные вопросы. Это секрет моего успеха в йоге.
— Давайте представим, что вы стали всемогущим, вы можете сделать все, что пожелаете. Что бы вы изменили в мире?
— Если бы я обладал могуществом, я бы направил усилия, это снова касается ахимсы, на то, чтобы остановить жестокость по отношению к животным. Иногда я шучу, что если бы в следующей жизни я вдруг переродился бы Папой Римским, я бы пришел в Ватикан и велел всем не есть мясо по субботам и воскресеньям. Через два года я бы добавил еще три дня без мяса, через пять лет сказал бы: «Мясо больше не едим». Надо работать над состраданием. Каждый может найти Иисуса очень быстро. Если вы перестанете есть мясо, станете здоровы, будете сострадательны, вы быстро найдете Иисуса. Вот такая идея. Если бы я был президентом, я бы пришел в Белый дом с ковриком для йоги, будучи вегетарианцем, чтобы все изменить. Потому что я на сто процентов уверен, что наша цивилизованность измеряется нашим отношением к животным. Если мы хотим узнать, насколько мы цивилизованы в целом или индивидуально, взгляните на свое отношение к животным. Это очень стыдно, что мы едим животных, поэтому в мире столько насилия. Это неведение. Никто не соблюдает ахимсу должным образом. В основном мы соблюдаем ахимсу по отношению к своим питомцам, к своим любимым. А другие — это еда. Мы любим своих братьев и сестер. Это выглядит так же, как если бы я любил только американцев, а остальные были бы мне врагами. Нужно любить даже врагов, даже самого злейшего врага. Нужно любить даже самого плохого человеке на свете потому, что на самом деле это наши сестры и братья. Если они плохо поступают, это не должно вас беспокоить, для этого есть причина. У некоторых людей плохая карма. Они тоже оплачивают кармические долги, на другой стороне тоже должны быть плохие парни.
— Как вы объясните тот факт, что аюрведические врачи в Индии иногда рекомендуют своим пациентам употреблять в пищу мясо при определенных заболеваниях? Ведь в Индии ахимса это часть религии. Тем не менее, врачи иногда советуют есть мясо, не говядину, чаще всего индейку. Они делали так много лет назад, и такой подход сохранился в наши дни.
— Да, так было много лет назад. Сейчас миновало уже семь тысяч лет. Многие вещи стоит пересмотреть. Например, использование коровьего гхи. Сейчас многие йоги его больше не используют, я сам тоже его не употребляю, это касается любого животного жира. Все зависит от того, придерживаются ли люди традиции. Сейчас у нас есть технологии, которые позволяют все получить из растений, масла: конопляное, ореховое, льняное, есть тахини. У нас есть много чудесных заменителей всего животного. Я не употребляю в пищу ничего животного с 1957 года, больше 50 лет. Многие думают, что этот подход уже устарел. Но если кто-то желает придерживаться традиции, которая подразумевает насилие, или убийство животных, надо быть готовым к последствиям этого, нести за это ответственность. Например, в некоторых религиях люди приносят животных в жертву для разных целей, эти люди не смогут постичь наивысшего знания. Сознание этих людей допускает насилие по отношению к животным. Еще аюрведа рекомендует подвергать пищу тепловой обработке. Мой учитель, знаток аюрведы, убеждал нас в том, что пищу не нужно готовить. Мне, например, нравятся тушеная брюссельская капуста, и я только раз в неделю ем вареную пищу, нечасто. Пищу можно тушить. Но вареная или тушеная пища утрачивает много полезных качеств. Вы ее убиваете. Конечно, некоторые растения необходимо варить несколько часов. В общем, все индивидуально. Каждая аюрведическая техника, даже разные религии, подразумевают различные уровни, подходящие разным людям. Недавно я был в Испании и пытался пропагандировать некоторым людям вегетарианство. Пять процентов из них ответили: «О, нет. Мы не можем измениться, это наша традиция. У нас есть праздник с жертвоприношениями». Посмотрите на их здоровье, в пятьдесят лет они полны кармы. Они не хотят менять традицию. Есть некоторые люди, которые едят мясо, придумывая себе оправдания, например, чтобы животное переродилось человеком, его должен съесть человек.
— Что вы думаете, о таком оправдании?
— Я так не считаю. Если у вас есть сочувствие, вы никогда не сможете так поступить. Это как съесть собственного сына. Когда я прикасаюсь к животным, я как будто прикасаюсь к своему сыну. Кто-то мне говорит: «Знаешь, Дхарма, а Далай-лама ест мясо». Я не верю этому. Может он случайно съел, не зная, что ему подали эту еду, может он съел говядину, чтобы сделать пожелания для последующего перерождения животного в человеческом теле, если он в это верит, хорошо. А может быть и так, что человек из сострадания пожелал переродиться коровой, чтобы накормить свою семью. Например, я умираю в деревне, моя семья страдает, у них нет еды, я желаю переродиться волом или коровой, чтобы сначала работать в поле, а затем стать для них едой. Для настоящего йогина, обладающего малейшим самопознанием, употреблять животных в пищу невозможно.
— У меня больше вопросов нет. Спасибо вам большое.
— До нашей беседы вы мне задавали вопрос о категориях людей, которые не могут жить без йоги и о тех, кому не следует оставаться в йоге.
— Суть в том, что некоторые считают, что йога не для всех, йога для особых людей, для тех, кто готов к практике.
— С эзотерической точки зрения, я согласен. Я уже приводил пример. Некоторые приходят сюда потому, что у них что-то болит, или они хотят улучшить свои асаны, улучшить зоровье, делая какие-то крийи, это нормально. Если они ходят регулярно, постепенно они смогут продвигаться вперед, и дойдут до конца. Если приходит ученик, который мне особо не доверяет, дам ему мантру и скажу: «Иди домой, пой эту мантру». Йога подходит людям разных уровней. Не давайте духовных поучений сомневающимся ученикам, предложите им стать вегетарианцами, соблюдать ямы, делать асаны для того,чтобы стать здоровыми, дайте им пранаяму. Все остальное в зависимости от их уровня. Если они нескромны и неуважительны, не давайте много духовный поучений, они все равно их не воспримут.
— То есть, вы считаете, что йога подходит всем?
— Да, каждый может попробовать и получить пользу для духа и своего здоровья, конечно же. Потому что, как я уже говорил, йога влияет на ментальное, физическое и духовное. Вы можете выбрать только физическое, если захотите.
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!