Главная » Статьи » Духовность » Маха-прасад или величайшая милость

Маха-прасад или величайшая милость

Вкушение пищи считается физическим и мирским поступком, не имеющим связи с душой. Сейчас я приведу некоторые соображения, что лежат в основе распространенных представлений, касающихся приема пищи.

Мы едим, чтобы жить

Мы едим, чтобы жить. Необходимо принимать пищу должного качества и количества, чтобы сохранить здоровье и силу тела и ума. Здравый ум в здоровом теле необходим нам для правильного исполнения наших обязанностей в этом мире. Конечно же, невозможно стать сильным и здоровым просто благодаря диете. Всегда есть другие факторы, такие как умеренность, размеренная жизнь и радостный настрой. Все это прекрасно известно знатокам медицины. Мы ожидаем, что станем здоровыми и сильными, следуя принципам этой науки. Сама по себе медицина приведена в стройную систему опытом всей человеческой расы благодаря длительным экспериментам и тщательным исследованиям. Методы лечения людей постоянно претерпевают изменения, порой даже быстрее, чем теории какой-либо другой науки. Возможно именно поэтому медицина описывается как одна из самых прогрессивных и приемлемых видов наук.

Однако медицинские исследования не достигли никакого успеха в попытках открыть подлинную природу феномена самой жизни в понятиях материальной причинности. Наш ум не в силах осознать ничего, кроме материи. Именно поэтому дар жизни воспринимается как результат материальных условий, а поиски этих условий на основе мирского опыта, исследований и экспериментов не прекращаются. Это подобно стремлению обнаружить единую причину болезней и здорового состояния тела и ума. Однако крайне бессмысленно искать причинно-следственную связь между материальными условиями тела и различными состояниями здоровья и болезней. Также невозможно обнаружить материальную причину рождения, смерти и жизни.

Почему медицина никогда не дает полной гарантии?

Поэтому мы вправе спросить: «Почему медицина никогда не дает полной гарантии?» Больной естественным образом ищет облегчения. Медицина содержит весь наш опыт относительно болезней и их правильного излечения. Если мы желаем оказать какую-либо помощь заболевшему человеку, то благоразумней всего будет предоставить этот опыт, хотя это заведомо крайне недостаточно. Таким образом, у нас нет полной уверенности в том, что даже все вместе взятые знания по медицине помогут нам.

Тот раздел медицины, что касается диагностики болезней, столь же несовершенен, как и тот, что имеет дело с самим лечением. Мы не можем быть полностью уверены в действии лекарства, даже если оно помогло излечить какую-то болезнь. К тому же из-за отсутствия точной диагностики невозможно верно назначить лечение. Часто пациентам дают не то лекарство, но даже когда медикаменты назначены правильно, все равно излечение остается под вопросом.

Эту аналогию о неопределенности можно привести и когда дело касается пищи. Среди врачей возросла тенденция оставлять выбор диеты за самим пациентом, за исключением лишь самых необычных случаев. Когда же люди полностью здоровы, наука предоставляет им полное право выбора пищи и способов ее употребления. Поэтому в отношении норм питания наука не дает человеку никаких точных практических рекомендаций, и он вынужден принимать решения на основе своего прошлого опыта. Существуют лишь некоторые принципы, которые принимаются большинством людей благодаря своей благотворности, такие как предостережение против переедания и нежелательность приема пищи в отсутствие голода.

Также очень важен аспект приготовления самой пищи. Как она была приготовлена? Насколько важно, чтобы она была вкусной? Мнения на эту тему очень широко расходятся между собой.

Зависит ли моральное состояние человека от качества пищи, которую он ест?

Есть и другой момент. Зависит ли моральное состояние человека от качества пищи, которую он ест? Этот вопрос очень тесно связан с религиозным аспектом в понимании тех, кто ставит на один уровень религию и нравственность.

Единственное заключение на эту тему таково, что чувство голода утоляется приемом пищи. Если пища не принимается во время чувства голода, то человек ощущает дискомфорт, а долгое голодание приводит к болезни и даже к смерти. Несомненно, что тело растет и поддерживается благодаря приему пищи. Развитие тела сопровождается совершенствованием разума. Здоровое тело считается необходимым условием для наличия здравого рассудка. Тот, кто беспокоится о своем умственном состоянии, не может пренебрегать телом. Тот, кто приравнивает душу к своему психическому состоянию, не может игнорировать телесное состояние. Убежденный эмпирик не признает существование бессмертной души и называет душой психическую систему, и поэтому рассматривает прием пищи как несущественный или не имеющий никакого отношения к религиозной практике, цель которой он воспринимает как заботу о благе ума.

Хотя под влиянием логической необходимости эмпирик может быть вынужден принять важность правильного питания, он все равно не в состоянии определить тот принцип питания, который бы в любом случае оказывал благотворное воздействие на психическую систему. Умом управлять так же сложно, как и ветром, поскольку он открыто противится всем усилиям эмпириков-мыслителей, направленных на достижение духовного прогресса. Эмпирики размышляют об этом точно так же, как и на любую иную тему, и в конце концов приходят к описанию общеизвестного порочного круга, который надолго ограничивает их в том месте, с которого они начали, и не делает их мудрее, чем они были.

Тщетность всех эмпирических усилий для установления истины склоняет нас обратиться к тому восприятию, которого придерживаются трансценденталисты. Сначала примем то, что душа действительно существует, и она категорически отлична от тела и ума. Затем выслушаем, как трансценденталисты отвечают на следующие вопросы: Получает ли душа благо от приема пищи? Затрагивают ли душу деятельность тела и ума? Может ли сильное и здоровое тело или здравый рассудок быть в какой-либо степени нежелательными?

Трансценденталист рассматривает эти вопросы совершенно с иной точки зрения. Он утверждает, что все дживы пребывают в рабстве иллюзорной энергии Бога, и поэтому живут, лишь чтобы есть, спать и удовлетворять другие потребности тела посредством своего ума. Помимо этого, нет никаких иных жизненных устремлений, регулируемых ментальной системой. Вся работа ума от начала и до конца связана с удовлетворением материальных потребностей, но человек зачастую приравнивает ее к духовной деятельности. В действительности ум не способен постичь ничего, кроме осязаемого грубого физического тела в понятиях его отношений с материальным миром, составной частью которого он сам и является. Но поскольку душа категорически отлична от материи, она не может выступать объектом эмпирического познания.

Материя в тонкой форме мыслительного процесса создает необходимые условия для существования ума. Ум генерирует мысли, которые являются тонкой формой материи и дополнением к ее грубым проявлениям. Сам по себе принцип сознания не может выступать сутью ментальной системы. Ум не может представить нематериальный, сознательный и вечный принцип, кроме как в форме некой абстракции или же отрицая позитивный аспект материи и материального мышления. В основе духовных притязаний абстрактного мыслителя лежат тщеславие и абсурдная гордость, вызванная его дремучим невежеством. Тогда как душа полностью отстранена от деятельности этой материальной системы и не принимает в ней никакого участия. Таково подлинное положение, в котором пребывают все порабощенные дживы, отождествляющие себя с умом и телом.

Реальность этого мира и реальность души

Но разве разумное существо может быть удовлетворено тем идеалом жизни, который состоит исключительно в преходящей и механической деятельности, такой как еда и сон? Несомненно, нет. Однако всегда есть те, кто в согласии с приведенным выше пониманием стремятся сделать что-то «нематериальное». Чтобы избежать признания этого прискорбного факта даже перед самими собой, такие люди начинают верить в выдуманные абстракции и отрицать общепринятые мирские представления. Они придерживаются убеждения, что существует некая неоспоримая и невыразимая сфера духовной деятельности, которая не материальна, а ментальна. Несомненно, что подобное представление противоречиво само по себе. Деятельность ума может быть полностью выражена в терминах грубой материи, поскольку в действительности эти два понятия тождественны друг другу.

Но поскольку большинство таких мыслителей сознательно или подсознательно отрицают общепринятые понятия, то притворяются удивленными, когда их просят поверить в то, что сам по себе прием пищи не только может, но и должен быть важной составляющей религии. Если можно доказать, что прием пищи не имеет никакого отношения к духовной практике, то как же тогда какая-либо иная деятельность может быть духовной? В действительности то заключение, к которому желают прийти все эти мыслители, берет свое начало в безжалостной природе их собственной сухой логики. Если они с презрением смотрят на такую деятельность, как еда и сон, и придерживаются мнения, что все это не имеет никакого отношения к религии, то тогда они отрицают принцип самого существования, тем самым подпадая под определение атеизма. Именно поэтому атеизмом не без причины также называют свободомыслие, то есть мышление, лишенное рациональной основы.

Трансценденталист принимает реальность этого мира и реальность души. Он говорит, что душа не является частью материального мира, но имеет собственное субъективное существование на другом плане бытия, куда ум не имеет доступа. Падшие души ошибочно отождествляют себя с умом и пытаются расширить сферу умственных домыслов и предположений, видя в этом свое подлинное предназначение. Такие умозрительные рассуждения обманывают душу, направляя ее по неверному пути в тщетных попытках утвердить и усилить ее предполагаемую связь с материальным миром. Однако тело не способно помочь душе прийти в непосредственное соприкосновение с этим грубым физическим миром. Таким образом тело и ум как бы вступают в заговор с целью не дать душе осознать свое полное отличие от них, а также чуждость любых мирских поступков. Когда же в душе пробуждается восприятие подлинной истины, она с легкостью освобождается от этого неестественного владычества тела и ума. Она сама становится господином и принуждает ум и тело повиноваться себе. Это приводит к тому, что ментальная и телесная деятельность дживы претерпевают радикальное изменение и становится духовной, то есть подчиненной душе.

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

Автор: Роса ТВ
Теги
10 уроков Будды, которые должен прочесть каждый
Признаки повышения вибраций человека
Мадхвачарья
Природные средства для иммунитета: экстракт грейпфрутовых косточек
Видеолекция Бхарати Махараджа в Запорожье
Масленица: Аюрведический взгляд
Вегетарианская долма
В поисках пути к освобождению. Беседа Шрилы Прабхупады с участниками группы "Биттлз"
Лучшие продукты от депрессии
Вегетарианство: как не сорваться?
"Что такое Духовный путь?". Открытие Буддизма
Утренние молитвы на каждый день
Безусловное принятие - высвобождает свет и гармонизирует чакры
Далай-лама XIV: «Концепция войны устарела»
Кристофер Томпкинс об истоках виньясы
Лечение давления народными средствами

Login


Lost your password?