Главная » Духовный опыт » Психология » Самооценка и самоутверждение

Самооценка и самоутверждение

Самооценка – мера собственной важности, ценность, которую мы присваиваем себе и своим качествам. И ценность эта, как правило, напрямую зависит от чужого одобрения. Мы ищем согласия и подтверждения своей правоты, чтобы сохранить и повысить свою самооценку. Но что значит быть правым? По идее прав тот, на чьей стороне правда. Но правда, как говорится, у всех своя. И потому правота – это зачастую агрессивная позиция, когда человек претендует на эксклюзивное обладание истиной, уверяя оппонента, что у того этой истины нет.

Правота и неправота часто проявляются в болезненной невротической двойственности, когда правый возвышается над униженным неправым. При этом истина уже теряет свое значение, а преобладает именно желание остаться правым. Почему так происходит?

Самооценка

Для измерения и оценки объектов внешней среды мы можем использовать конкретные девайсы: линейки, градусники, весы, диагностирующие приборы и т.п. На этом уровне, если двое поспорили, например, о высоте Эвереста, проверить «правоту» относительно легко, воспользовавшись поисковиком. Но как проверить правоту, когда дело касается человеческих поступков и качеств? Как измерить и оценить свою индивидуальность? Как формируется самооценка? В качестве измерительных «приборов» для нашей индивидуальности мы бессознательно используем мнение окружающих нас людей. Корни этой привычки растут из детства.

В каком-то учебнике по социальной психологии я когда-то вычитал туманную фразу: «общественное мнение формирует социальную реальность человека». Учебники вообще страдают академической сухостью, и даже интересные и практичные идеи там, порой, кажется, намеренно преподносятся максимально скучным и сложным языком. Возможно, упрощенно, эта фраза могла бы звучать так: «общество влияет на отдельного человека, как на частицу своей структуры».

Впервые мы узнаем о том, какие мы есть от наших родителей. Мамы, папы, родственники и другие взрослые оценивали нас, обвешивая наше новорожденное эго каскадом качественных прилагательных: хороший, плохой, умный, красивый, капризный, послушный и т.п. Далее, обучаясь в школе, мы закрепляем этот навык, получая оценки от учителей: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо… Мы привыкли быть объектом оценки с возраста, о котором обычно ничего не помним. Слова влияют на нас. Слово ранит и слово лечит. Это происходит бессознательно по глубоко укоренившейся в раннем возрасте привычке.

Желать быть правым – естественно для человека, зависящего от мнения окружающих. Поэтому проще обесценить это чужое мнение, а не свою зависимость от него – проще вступить в спор, чем промолчать, оставаясь незатронутым чужим мнением.

Странно устроен мир: хотя все мы не согласны друг с другом, каждый из нас всегда прав.
Логан Смит

Мы заботимся о выживании собственных концепций, на которых строится наша важность, какими бы бредовыми они ни были. Быть правым – это жажда ума оставаться нетронутым, сохранять и прокручивать одни и те же концепции, которые встали в основу собственной повышенной самооценки. Зачастую, утверждение в своей правоте означает избегание развития в пользу сохранения самодовольных иллюзий.

Желание быть правым – это самоутверждение в чистом виде. Согласие других людей с нами, то есть, подтверждение нашей правоты – это укрепление и возвеличивание ума в его текущем состоянии. Так мы себе и поднимаем самооценку. Подтверждение нашей правоты – это печать качества с надписью «одобрено» на «упаковке» нашего ума. Если такой печати нет, ум рисует себе смертельную угрозу. Желание быть правым – это жажда жизни, проявленная через призму ума. Мы верим в собственное благополучие только, когда получается уверенно чувствовать собственную важность – высокую самооценку.

Для нас важна эксклюзивность собственного «авторитетного» мнения, потому что этот штрих позволяет поверить, будто тот изначальный, величественный источник, из которого этого мнение проистекло, – это и есть мы сами, наш особенный ум. Поэтому мы гордимся собственной уникальностью. Быть особенным, быть гением означает потенциальную возможность получить всеобщее одобрение.

Жажда славы – это жажда максимально повышенной самооценки – жажда ума утверждаться в любых самодовольных концепциях, в которые только получается поверить. Ум при этом словно кричит: «Ура! Меня приняли! Мне позволено быть!» По этой причине, инфантильные личности, получившие славу, начинают деградировать. У них просто нет мотивации для развития, потому что они уже «одобрены» со всеми своими иллюзиями.

Когда мы приписываем важность другому человеку, он становится нашим авторитетом. Так у нашей самооценки появляется своеобразный внешний маячок, к которому она устремляется. Это – все та же старая игра самолюбия, попытка укрепиться в красивых, искусственно раскрученных образах.

Самоутверждение

Каждый человек по-своему прав. А по-моему, нет.
Михаил Жванецкий

Обратный процесс происходит, когда уму противоречат, не признавая «уникальность» и «гениальность» его концепций. Ум при этом приравнивается к «серой массе» обывателей, «тварей дрожащих». При этом, разбивая вдребезги уникальность человека, мы заодно разделываемся и с его индивидуальностью. Человек при этом испытывает психологические муки.

Наверное, здесь нет необходимости говорить о том, почему в иных вопросах бывает так сложно переубедить оппонента, даже когда его заблуждения очевидны. Даже самые «благие намерения» и защита «истины» все равно запросто воспринимается как «вражеское» вторжение на личную территорию собеседника. И порой действительно наши враги – это всего лишь наши пошатнувшиеся иллюзии, оборону которых мы удерживаем в споре, а на самом деле – в битве с самим собою.

Мы пытаемся казаться лучше, чем есть, чтобы нас любили и принимали. Отстаивание собственной правоты в этом случае – защита тех иллюзий, которые мы выстраиваем вокруг собственного образа. И если мы с этим иллюзорным образом ко всему прочему отождествляемся, истина для нас становится чем-то нестерпимо болезненным.

Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле, убедить в этом он пытается самого себя. Так мы себя и обманываем – рисуем самомнение на основе красивых образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.

Иногда, например, самые пылкие борцы с гомосексуализмом и педофилией – это латентные гомосексуалисты и педофилы, которые на самом деле яро борются за сохранение устойчивости надуманных концепций о самих себе. Их подавленные желания вырываются из подсознания  с раздражением и агрессией, которая проецируется на подходящие для этого объекты внешней реальности. Так обстоит дело с любым подавленным переживанием.

Когда образ самого себя реалистичный, самооценка становится устойчивой и переживания о том, какой ты есть сокращаются. Когда человек знает себя, ему нестрашно проверять на прочность собственные убеждения. Если устремление к истине действительно преобладает над самоутверждением, тогда не будут упускаться возможности избавиться от иллюзий, и полемика не будет заправленной исключительно жаждой остаться правым.

Таким образом, основную опасность для психического здоровья несет утверждение своей важности в неустойчивых концепциях о себе. Реальность их то и дело расшатывает, а психика испытывает страдания. Такие сомнения в себе – главная причина колеблющейся самооценки.

Допускать собственную неправоту в делах, где успел накрутить себе важности и есть причина унижений. Мы способны признавать неправоту, когда дальнейшее отстаивание правоты чревато еще большим ущербом для психики.

Человек, усомнившийся в нашей важности, может восприниматься как враг, угрожающий нашему авторитету. По сути такой человек мог просто случайно указать нам на наши уже имеющиеся сомнения в себе. И когда эти сомнения всплывают на поверхность, начинается ломка. Мы можем не понимать, что именно происходит, и проецировать событие во вне, приписывая психическую боль унизительным действиям этого внешнего «врага», пошатнувшего нашу самооценку.

Дальнейшее общение с таким человеком будет наполнено пристрастными искажениями, ведь «врага» хочется победить, восстановив «справедливость». Так, люди втягиваются в конфликты, уже позабыв, с чего все началось. Тема спора при этом – уже совершенно неважна, потому что является просто инструментом «возмездия». Текущая тема спора может быть какой-нибудь ничего не значащей мелочью, из-за которой спорящие друг с другом люди готовы перегрызть друг другу глотки. Поэтому, увлекаясь спором, партнеры, могут преспокойно одну тему сменять на другую, сами того не замечая, ворошить уже все возможные разногласия.

Люди в споре не ищут конкретных решений, а соревнуются, «кто круче», у кого «больше яйца», кто из них – «авторитет». Хотя, по сути, они просто доказывают друг другу, что их можно уважать и любить. Спорящий словно просит, чтобы вы, отстаивая свою правоту, вели себя чуточку гуманней с его иллюзиями. Просто, возможно, именно на этих иллюзиях удерживаются ключевые опоры его личности.

Чем больней человеку в споре, тем важней для него эти опоры. И если вы человека таки переспорите, с ним может случиться нервный срыв, от которого он бессознательно закрывался своим чувством справедливости. В споре человек может, как говорится, «съехать с катушек». Проявляя враждебную эмоциональность в споре, на тему, которая «и выеденного яйца не стоит», оппоненты, могут искренне думать, что отстаивают какую-то великую истину.

Наш партнер – это отражение нас самих, иногда – наших подавленных страхов, которые нам куда проще проецировать на внешний источник, нежели признавать и принимать в себе.

Игорь Саторин

Автор: Роса ТВ
Теги
От каких мужчин не уходят женщины
Что такое интуиция?
Почему не работают «рецепты счастья»
Связь ума и болезней
Если тратить 1 час в день на эти 5 вещей, ваша жизнь изменится навсегда!
Эрих Фромм: «Если вы спросите людей, что такое рай, они скажут, что это большой супермаркет»
Причины болезней. Взгляд тибетских буддистов
10 идей, как освежить отношения
Как меняется жизнь, когда перестаешь ждать
Три техники медитации
Как количество вещей в доме влияет на качество вашей жизни
Эндорфины
Куда душа прячет свои страдания: 7 классических психосоматических заболеваний
Самый счастливый человек на свете Матье Рикар советует медитировать, чтобы радоваться жизни
Чайное кунг-фу: как чай помогает реализовать мечту
Габриэль Гарсиа Маркес: Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой

Login


Lost your password?