Шиваизм

Шиваизм — одно из направлений индуизма. Название данного течения происходит от имени Бога Шива. Поклонение ему прослеживается ещё с доарийского периода как ведическому Рудре и является древнейшим на земле.

Главной целью шиваитов является осознание своей тождественности с Шивой и освобождение через слияние с ним. Союз с Богом приходит, благодаря милости садгуру (духовного наставника).

Существует 6 школ шиваизма:

  1. Кашмирский шиваизм. Подчеркивает необходимость признания человеком уже существующего единства с Шивой. Он дает чрезвычайно богатое и подробное объяснение человеческой души и предлагает четкий и ясный путь кундалини-сиддха-йоги к Цели — осознанию высшего «Я«. Кашмирский шиваизм предельно монистичен. Он не отрицает существования личностного Бога или богов. Но гораздо большее внимание уделяется личной медитации и размышлению преданного и его послушанию гуру.
  2. Шайва-сидханта. В переводе означает «последние или признанные выводы шиваизма«. Шайва-сиддханта богата храмовыми традициями, религиозными праздниками, священными искусствами, духовной культурой; в ней много кланов священнослужителей, монашеских орденов и учительских линий преемственности. Все это процветает до сих пор. Сегодняшайва-сиддханта наиболее широко распространена среди шестидесяти миллионов тамильских шиваитов, которые живут в основном в южной Индии и в Шри-Ланке. Здесь особенно много значительных обществ, храмов и монастырей сиддханты.
  3. Вира-шиваизм. Одна из наиболее динамичных шиваитских школ на сегодняшний день. Она стала широко известной благодаря замечательному южноиндийскому брахману Шри Басаванне (1105–1167 гг.). Вира-, или «героические«, шиваитытакже известны как лингаяты, «носящие Лингу«. Все они должны постоянно носить Лингу в медальоне на шее. К средствам достижения цели вира-шиваизма относятся паньча-ачара (пять заповедей) и ашта-аварана (восемь щитов) для защиты тела как обиталища Господа. Пять заповедей — это лингачара (ежедневное поклонение Шивалинге), садачара (прилежание в выполнении профессиональных обязанностей), шивачара (признание Шивы единственным Богом и равенства между членами общины), бхритьячара (милосердие ко всем существам) и ганачара (защита общины и ее принципов). Восемь щитов — это гуру, Линга, джангама (странствующий монах), падодака (вода, собранная после омовения Линги или стоп гуру), прасада (священное приношение), вибхути (святой пепел), рудракша (священные бусы) и мантра («Намах Шивайя«), Лингаятыпридают большое значение этой жизни, равенству всех членов общины (независимо от касты, образования, пола и т.д.), интенсивной общественной занятости и служению общине. Их вера особо выделяет свободу воли, подтверждает наличие цели в мире и не скрывает чистого монотеизма.
  4. Пашупата-шиваизм. От Пашупати, имени Шивы, означающего «Владыка душ«. Пашупатизм — в первую очередь аскетический путь, который отвергает диалектическую логику и высоко ценит садхану (поклонение), как средство привлечения милости Господа Шивы. Ищущие принимают строгие обеты. Действия поклонения включают в себя пуджу, покаяния, джапу «Намах Шивайя«, ношение на теле священного пепла и демонстрацию отреченной любви к Богу Шиве. Говорят, что это направление было создано самим Господом Шивой.
  5. Сиддха-сидханта шиваизм (шиваизм Горакшанатхи) происходит от линии ранних аскетических орденов Индии. Глубокая теология часто отходит на второй план, и в главном фокусе внимания оказывается кундалини-хатха-йога. Система ценностей сиддха-сиддханты часто заставляет ее последователей удаляться от общества.
  6. Шива-адвайта. Это философия Шрикантхи, изложенная в его «Брахма-сутра-бхашье«, шиваитском комментарии к «Брахма-сутрам«. Очищение, преданность и медитация на Шиве как собственном «Я» — акаше в сердце — определяют практический путь шива-адвайты. Шива-адвайта сегодня не имеет видимого сообщества последователей.

Все школы значительно различаются в представлении о Шиве, методах поклонения от плюралистического реализмадо абсолютного монизма. Основу всех школ шиваизма составляют шайва-агамы. Философия этих агам — теистическая, т.е. в нихШива предстает Всевышним Богом, имманентным и трансцендентным одновременно, принимающим поклонение как личностный Господь и достижимый посредством йоги. На основе шайва-агам были созданы шайва-пураны — священные писания о Шиве.

В ведических писаниях Шива является одним из триады Богов: Вишну, Брахма и Шива. И отвечает за разрушение Вселенной, которое происходит во время его «танца разрушения«. Также о нем говорится, что он занимает промежуточное положение между Богом и живыми существами. Однако его последователи считают его Верховным Богом. Говорится, что Шива всегда дарует своим преданным все, что они у него просят. Поэтому он известен своей милостью. Но, поскольку разгневать его так же легко, как и умилостивить, то он предстает, как мощный, грозный разрушитель.

Как правило, его представляют диким охотником, одетым в звериные шкуры с иссиня-черными волосами, трезубцем, змеями, обвивающими шею и третьим лобным глазом. Место его пребывания — гора Кайлас. Его супруга Богиня Дурга (Парвати, Ума, Шакти) является объектом поклонения в еще одном индуистском направлении — шактизм. Их сыновьями являются Ганешу(покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела) и Сканда (бог войны). В ряде храмов он изображен в окружении своей семьи.

В ряде школ Шива предстает, как Абсолют бездеятельный и пассивный по своей природе, как сияние, при этом наделенный особой энергией шакти, неотличной от него самого. Иногда он изображается как Ардханари (наполовину мужчина, наполовину женщина).

На сегодняшний день насчитывается около 400 млн. шиваитов. Наиболее широко распространен шиваизм в Юго-Восточной Азии.

Для почти всех миллионов преданных Шивы шиваизм — это не философская школа, а сама жизнь. Они просто любят Шивуи следуют почитаемым традициям своей семьи и общины. Эти люди посещают храмы и отмечают переломные моменты жизни святыми таинствами. Они совершают паломничества, творят ежедневные молитвы, практикуют медитации и йогические дисциплины. Они поют священные гимны, слушают рассказы из Пуран и повторяют стихи из писаний.

Источник

Автор: Роса ТВ
Теги
Божественный слог РА
Деволюция человека
День Святого Сильвестра
Семен и Анна, Хранитель младенцев, Починки
Маленький Кришна
7 истин о браке, которые вы не услышите в церкви
Радханатха Свами в Парламенте Великобритании
Экстатическое сердце. Психотехника развития сердечной чувствительности
Конец жизни известных безбожников и праведников
Вайшнавский юмор
Блаженный Августин
Цадики
День пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи
День святого равноапостольного Аверкия
Три кита духовной практики
День святых Кирилла и Мефодия в Чехии и Словакии

Login


Lost your password?