Читая «Священный Коран», можно также понять, что Аллах обладает личными чувствами. Ему присущи любовь и антипатия, удовлетворённость и недовольство. Он проявляет милость и благосклонность, испытывает гнев. Тот, кто обладает таким богатством чувств, не может быть просто абстрактным светом. Он должен быть личностью.
Так, в суре «Аль-Имран», или «Семья Имрана», сказано: «Инналаха йухиббул-Мутаваккилиин» — «Поистине, благоволит Господь к тому, кто на него надежды возлагает» (3.159).
Отрицательные чувства Аллаха объясняются в суре «Аль-Ма ‘ида», или «Трапеза»:
«Ва йас- ‘авна фил- ‘ази фасаадаа валлаху лаа йухиббул-муфси-дин» — «Господь не любит тех, кто нечисть сеет! » (5.64).
Таким образом, Аллах любит тех, кто доверяет Ему и не любит грешников и негодяев.
Кроме того, в суре «Ат-Тауба», или «Раскаяние», объясняется:
«Вас-сааби-куунал ‘Авва-луунаминал-Мухааджириина вал ‘Ан-саари валлазиинаттаба- ‘уухум-би- ‘ихсаанир-рази-йаллаху ‘анхум ва разуу ‘анху» (9.100).
В авангарде ислама, т.е. в первых его рядах, находятся те, кто не колеблясь, принимают на себя страдания ради Аллаха. Первые в истории примеры таких людей — это Мухаджиры и Ансары. Мухаджиры — это те, кто оставили свои дома в Мекке и ушли жить в Медину. Святой Пророк, бывший в числе последних, оставивших Мекку, — первый из мухаджиров. Затем появились Ансары, или Помощники, жители Медины, принявшие изгнанников и оказавшие им поддержку, они сформировали ядро новой общины. Затем идут все те, кто следует их примеру. Несмотря на те страдания, через которые они прошли, и жертвы, которые они совершили, они смогли удовлетворить Аллаха. Их спасение, равноценное удовлетворению Аллаха, дарует им высшее блаженство.
Таким образом, Аллах был удовлетворён жертвами своих слуг. Он обладает чувствам личности, Верховной Духовной личности, конечно.
«Лакаттаа-балааху ‘алан Набиййиь вал-Мухааджириина вал-‘Ансаарил-лазин-наттаба- ‘ууху фии сах- ‘атил- ‘усрати… Иннахуу бихам Ра-‘ууфур-Рахиим» (9.117).
Другое чувство Аллаха и Его отношение к Своим слугам описано в суре «Йусуф», или «Иосиф».
«Каалууу ‘а-‘иннака ла-‘анта Йусуф / Каала ‘ана Йуусуфу ва хаазаа ‘акхиш кад манная-лааху ‘алай-наа» — «Ужель и вправду ты — Йусуф?» — они сказали. Он им ответил: «Я — Йусуф, а это — брат мой. Аллах нам милость оказал» (12.90).
С этим стихом связана интересная история о посланнике Бога, Иосифе. Аллах поведал её Святому Пророку Мухаммеду (Б.М.Н.) (12.4-101).
Подвергаясь всем видам страданий и гонений, Иосиф никогда не терял веры в Аллаха, не сошёл с истинного пути. В конце концов, Иосиф воссоединился со своими родителями и младшим братом и остался жить в Египте. Таким образом, на примере этой истории можно увидеть, как Аллах награждает своих истинных слуг. Слуги Господа никогда не теряют веры в Аллаха, и Он защищает их и руководит ими.
Кроме того, в «Коране» утверждается: «Гайрил-миагзууби алай-хим ва лаз-заааллиин.» — «Что ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарён, но не для тех, на ком твой гнев и кто в неверии блуждает» (1.7).
«Ва манй-йу-валлихим йавша-‘изин-дубурахууу ‘иллаа мута-харифал-ликитаалин ‘ав мутахай-йизар ‘илаа фи- ‘атин-факад баа- ‘а би-газабим-минал-лаахи» — «А тот, кто обратит к ним тыл в тот день за исключением того, кто делает (манёвр), чтобы опять вернуться к битве, иль отступает, чтоб вернуться к основному строю, тот навлечёт Господен гнев» (8.16).
«Лаа кхайра фии касиимин-надж-ваахум иллаа ман ‘ашара би-садпкатин ‘ав ма’ рууфин ‘ав ‘ис-лаахим-байнаннаас ва манй-йаф-‘аль зааликаб-тигааа-‘а марзаа-тиллахи фа-савфа ну-‘тиихи ‘ад-жран ‘аззиимаа» — «И в большинстве их тайных разговоров нет добра, помимо тех, которые внушают (На очищенье) милостыню сотворять, зовут людей к добру и возглашают примирение меж ними. Тому, кто поступает так, ища Господнего благословенья, даруем мы великую награду» (4.114).
Из всех приведённых выше айатов становится очевидным, что Аллах любит (3.159), бывает удовлетворённым и недовольным (9.100). Он полон сострадания (9.117), проявляет Свою благосклонность (12.90), и гнев (1.7),(8.16). Он испытывает наслаждение (4.114). Только личность может обладать всеми этими характеристиками. Только тот, кто является личностью, обладает индивидуальностью, может иметь личные чувства. Никакой абстрактный свет или энергия не могут иметь индивидуальных чувств.
В «Священном Коране» объясняется, что Аллах любит и не любит, бывает неудовлетворён и недоволен. Он полон сострадания, проявляет благосклонность и гнев. Для проявления всех этих чувств Аллах должен обладать умом и разумом. Он ничем не хуже нас. Безусловно, чувства Аллаха не могут быть материальными, поскольку в таком случае они были бы временными, подобно нашим телесным чувствам. Его чувства духовны. В отличие от наших ограниченных материальных чувств, Его чувства совершенны, безграничны, и не подвержены осквернению.
Ещё одним доказательством, что Аллах это личность, является тот факт, что у Него есть желания. Аллах желает добра всем живым существам. Он — наш вечный доброжелатель. Он желает, чтобы мы жили вечной жизнью, обладали совершенным знанием и наслаждались бесконечным блаженством. Если у Аллаха есть желания, то это означает, что Он личность. Конечно, Его желания отличаются от наших, они абсолютно духовны и трансцендентны. Ему нет необходимости также трудиться ради осуществления своих желаний, в отличие от нас. Он просто желает и Его желание исполняется.
Например, в суре «Йунус», или «Иона», есть такое утверждение:
«Ва ‘инйам-сас-каллаху би-зурин-фала кашифа лаху ‘алла ху/ва ‘инйу-ридка би-кхай-рин-фала радда лифазлих / йусииби бихии манйа-шааа-‘у мин; ибаа-дих ва Хувал-Гафур-ур-Рахим.» — «Если Аллах бедой тебя коснётся, то от неё, кроме Него, нет избавителя тебе, а если Он добро тебе назначит, то нет того, кто Его милость сможет удержать. И Он низводит (то или другое) на тех служителей Своих, кого сочтёт Своей угодой. Прощающ Он и милосерд» (10.107).
Из этого стиха следует, что Аллах проявляет свою милость и благосклонность к тем, кто выбирает. Если Аллах желает кого-то наградить, никто не сможет помешать этому. Это указывает на то, что Аллах руководствуется своими личными желаниями.
В суре «Аль-Бакарах», или «Корова», Аллах заявляет:
«Йаа-Баниии- ‘Исрааа- ‘иилазкуруу ни’- матийалаатиии ‘ан- ‘амту ‘алайусум ва ‘авфуу би- ‘Ахдиии ‘ууфи би- ‘Ахдикум ва ‘иййаа-йа фархабуун.»
«Ва ‘ааминуу бимааа ‘анзалту мусадикал-лимаа ма- ‘акум ва лай такуунууу ‘ав-вала каафирим-бин/ ва лаа таш-таруу би-‘ Аайаатим саманан калиилаа ва ‘ййаайа фаттакуунн.» — «Сыны Израиля! Вы вспомните ту милость, которой вас Я одарил, и соблюдайте вашу сторону Завета, тогда Я буду блюсти Мою. Страшитесь лишь меня. Не верьте в то, что Я послал (сейчас), чтоб истинность того (Писания), что с вами, утвердить; не будьте первыми, отвергшими его, и за ничтожнейшую плату знамениями Моими не торгуйте, и лишь передо Мной испытывайте страх» (2.40-41).
В этом стихе Аллах обращается к людям Израиля, говоря, помните мою благосклонность, которую я всегда проявлял, и верьте в мои наставления и не забывайте о своём долге передо Мной. Это означает, что Аллах хотел, чтобы народ Израиля помнил о Его милости, боялся Его, верил в Его наставления и помнил о своём долге перед ним. Этот и многие другие айаты «Священного Корана», в которых Аллах говорит о Своих желаниях или отдаёт какие-то приказания, ясно указывает на наличие у Аллаха желаний. Это значит, что Аллах действительно Личность, однако, не следует считать Его обычной личностью. Аллах — это Верховная Изначальная личность. Только личность может желать.
Он — это безбрежный океан безграничных, чистых духовных желаний. И только лишь потому, что Аллах имеет желания, они присутствуют также и в нас. Аллах — это начало и источник всего. Однако невозможно отрицать, что наши желания несовершенны и осквернены из-за соприкосновения с материей. Но если мы предаёмся Аллаху без всяких эгоистических мотивов, наши желания будут очищены и одухотворены. Наличие у Аллаха желаний говорит о том, что Он личность. Никакой абстрактный свет или сила не могут иметь желаний. Желания могут возникать только в индивидууме. Аллах безграничен, и в то же время, Он — личность. Такова непостижимая природа Аллаха.
Читая «Священный Коран» можно понять, что Аллах постоянно помнит о нас. Он помнит все наши благочестивые и греховные действия. Аллах помнит нашу преданность и, соответственно, награждает или наказывает нас. Он помнит также обо всех наших обещаниях и желаниях. Это доказывает, что Аллах обладает памятью, а это — характеристика, присущая личности. Конечно, память Аллаха отличается от нашей. Его память бесконечна, вне пределов времени и пространства. В отличие от нас, Он никогда и ничего не забывает. Поэтому Он — Верховная Трансцендентальная Личность, не ограниченная материей.
В суре «Аль-Бакарах», или «Корова», «Священного Корана», Аллах призывает: «Физкуруни ‘аз-куркум вашкуру ли ва ла такфурун» — «Так помните Меня, и Я вас буду помнить. И будьте благодарны мне признанием своим, не отвергая Моей веры!» (2.752).
Слово «помни» и этом стихе очень важно. Аллах уверяет нас в том, что если мы будем помнить о нем, то и Он не забудет о нас. В действительности, Аллах всегда помнит о нас. Мы забываем, но он помнит всё. Его память совершенна и не имеет границ.
В суре «Аль-Муджадила» пли «Взывающая»‘ утверждается: «Алам тара ‘анналлааха йа’-ламу маа фис-самаа-ваати ва ма фил- ‘арз? Маа бакууну мин-наджвасалаасатин ‘иллаа Хуварааби- ‘ихум ва лаа Хува саадисухум ва лааа ‘аднаа мин-заалика ва лааа ‘аксара ‘иллаа Хува ма-‘ахум ‘айнатааа каануу сумма йунабби-‘ухум-бимаа ‘амилиа Йавмал-Кийаамах / ‘инналлааха бикулли шай — ‘ин ‘Алиам» — «Ужель не видишь ты, что Богу всё на небесах и на земле известно. И меж тремя не может быть секретных разговоров, чтобы четвёртым не был Бог. Или пятью, чтоб не был Он шестым; Иль меньше или больше (этого числа), — где б ни были они — средь них всегда Он. Потом же в День суда, Он им откроет всё, что делали они, ведь Бог о всякой вещи знающ!» (58,7).
Таким образом, секретность относительна. Ничего невозможно спрятать или утаить от Аллаха. Всё открыто перед Его взором. Он запоминает всё, а позже «напомнит им об этих деяниях».
В суре «Та-Ха» можно найти такой стих:
«Каала ‘имухаа ‘инда Раббии фай Китааб/лаа йазиллу Раббии ва лаа йансаа» — «Про это знает мой Господь, — ответил Муса, — (И значатся об этом) в Его Книге. Не ошибается Господь мой (никогда) И (ничего) не забывает» (20.52).
Таким образом, в «Священном Коране» говорится о том, что Аллах помнит всё. В 152-ом айате 2-ой суры Аллах говорит:
«Фаз — куруни ‘аз — куркум вашкуру ли ва ла такфурун» — «Так помните Меня и Я вас буду помнить. И будьте благодарны Мне признанием своим, не отвергая моей веры!»
Это значит, что Аллах обладает индивидуальной памятью, Аллах помнит всё, что происходило в прошлом. В «Священном Коране» (587) объясняется, что Аллах помнит обо всех действиях когда-либо совершённых всеми живыми существами. Таким образом, в День Суда Он напомнит им об их поступках. Ясно, поэтому, что Аллах может помнить. Также Моисеи говорил: (20.52), что Аллах помнит всё и никогда не совершает ошибок. Человек может ошибиться или забыть что-нибудь, но Аллах никогда не ошибается. Это значит, что он обладает личной памятью, что ещё раз подтверждает, что Аллах это индивидуальность, а не какая-то абстракция.
Различные качества Аллаха, описанные в «Священном Коране», указывают на существование личностного аспекта Аллаха. Несомненно, все качества Аллаха абсолютно духовны и не имеют ничего общего с качествами этого материального мира. В этом смысле Аллаха можно назвать «Тем, кто лишен всяких качеств». Это значит, что у него нет ни одного материального качества.
В то же время Он обладает качествами, которые совершенно духовны, и с которыми материальные качества не идут ни в какое сравнение. Так, например, Его милость безгранична, Его сила беспредельна, никто не способен превзойти Его в скорости. Все эти качества говорят о существовании Верховной Духовной Личности, совершенно отличной от всех остальных личностей этого материального мира.
Таким образом, согласно приведённым ниже стихам из «Корана», Аллах обладает следующими личностными чертами:
«Кулил — лааху ‘асра — ‘у макраа» — «Скажи! Аллах быстрее в замыслах своих!» (10.21).
«Фазаа — ликумул -лааху Раббукумул — Хакк» — «Таков Аллах, наш истинный Господь» (10.32).
«Инналлааха ла — Зуу — Фазлин ‘алан — наази ва лаа-хинна ‘акса — рахум лаа йашкурум» — «Аллах, поистине, всему людскому роду податель милости Своей, но большинство из них неблагодарны!» (10.60).
«‘Инна Рабин Латиифул-лимаа йашаа / ‘инна-хуу Хувал — ‘Алиимул-хакиим» — «Ведь благосклонен мой Господь, к тому, что (мудростью Своею) пожелает, (Своим всеведением предпочтёт). Поистине, Он знает (всё) и мудр (безмерно)! » (12.100).
«Каала савфа ‘астаг-фиру лакум раббии / ‘инна-хуу Хувал-гаф-фуу-рур-Рахиим.»- «Я буду — Он ответил (им), — молить прощения для вас у моего Владыки, — Он, истинно, прощающ, милосерд!» (12.98).
«Инналлааха ‘Азиизун-Зунтиказм» — «Аллах могуч, возмездия блюститель!» (14.47).
«Ар-Рахмаану 4алал — ‘Аршиставаа»- «(Создатель) милосердный — Тот, кто утвердился на престоле (вседержавья)» (20.5).
«Ва ла-йансуранналлааху мани — иансурух ‘инналлааха ла-Кавийй-ун» — «Аллах, поистине, поможет тем, кто (правдой) Его делу служит, ведь Он силён, могуч и славен!» (22.40)
«Азиз»- означает — «Возвышенный» по силе, положению. Он несравним ни с кем, полон могущества и величия, способен навязать Свою волю. (9, стр. 962)
«Инналлааха ла- ‘Афув-вун Гафур» — «Аллах ведь извиняет (слабости людские) и (им) прощает (вновь и вновь).» (22.60)
«Валлааху Ганиииун Халим.»- «Свободен Бог от всяких нужд и кроток. «(2.263)
«Ва каанал-лааху Шаакиран 4Алима» — «Поистине, Господь признателен и знающ» (4.147).
«Танвиилил-китааби миналлаахил, Шадиидил — ‘Икааби» — «Исходит откровение сей Книги от славного и мудрого Аллаха, Кто в карах строг. «(40.2-3)
«Фал-Хукми лиллаахил-‘Алиййил-Кабир» — «Решение всего — у высочайшего, великого Аллаха» (40.12).
Таким образом, Аллах праведен, милостив, мягок, мудр, всепрощающ, могуч, дарующий блага, отзывчив и величествен. Совершенно очевидно, что обладатель всех этих качеств не может не быть личностью. В противном случае, как может безличная сила быть праведной, всепрощающей или отзывчивой?
Чтобы быть отзывчивым, просто необходимо быть Личностью. Отзывчивость может существовать только между индивидуумами. Утверждать, что безличная Истина может обладать всеми этими качествами просто бессмысленно. Здесь должна быть Личность Аллах.
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!