Каждый комплекс упражнений включает в себя несколько базовых движений, которые последовательно усложняются на следующем уровне. Основа при этом остается одна и та же, четыре направления движения позвоночника – боковой наклон, прогиб, наклон, скручивание.
Эти движения по мере усложнения комбинируются с «волновыми» и вращательными движениями корпуса, всевозможными движениями в суставах рук и ног и специальными приемами управления дыханием, мышечным тонусом и вниманием.
Базовый уровень: осваиваются основные направления подвижности позвоночника в самых простых вариантах. Главная задача – научиться осознавать взаимосвязь движения позвоночника и суставов. Балансы, силовые элементы и сложно-координированные движения не используются.
Основной уровень: осваиваются балансы на ногах, суставные бандхи, упражнения, развивающие силу ног и подвижность тазобедренных суставов, сложно-координированные движения рук и позвоночника, добавляются короткие фиксации ключевых элементов, движения могут выполняються с большей амплитудой.
Продвинутый уровень: сочетаются «волновые» и вращательные движения, караны чередуются с более длительными фиксациями ключевых асан, освоенные элементы и связки движений могут выполняться в «свободном стиле» – то есть, их последовательность и объем определяются исходя из индивидуальных запросов и особенностей практикующего.
Продолжительность комплексов карана-крама, в зависимости от поставленных задач, может варьироваться от 10 минут до часа. Средняя продолжительность – 15–20 минут для обычной тренировки и 30–40 минут для специализированной. Последовательность движений и количество повторений зависят от уровня подготовки.
Для начала рассмотрим практику Карана-крамы в качестве «приложения» к более привычным нам асанам. В этом случае основная задача «вводных форм» – обеспечить травмобезопасный «вход» в практику асан и повысить ее эффективность. Осуществляется это следующими способами:
Реализуется все это в разных последовательностях движений, в которых учитываются принципы компенсации.
Принципами компенсации принято называть различные способы построения последовательностей вьяям, асан, виньяс и чередование режимов выполнения упражнений. Возможно, это не лучшее словосочетание, но устоявшееся и широко применяемое. В самом широком смысле под принципами компенсации имеется в виду гармоничное сочетание разных по характеру воздействия техник и приемов, направленных на оптимизацию работы всего организма и психического состояния.
В частности, можно выделить четыре основных принципа:
Упражнения хатха-йоги имеют широкий спектр эффектов и предоставляют массу возможностей для развития, поэтому важно понимать зачем мы применяем эти принципы, чтобы применить их «к месту» и «ко времени».
В общем тренировочном контексте компенсация может быть двух типов:
1) «Кратковременная» – применяется на протяжении отдельно взятой тренировки, когда одно упражнение тут же компенсируется другим. Например, сокращение мышц с напряжением компенсируется их вытяжением с расслаблением, «прогиб» – «наклоном», асаны стоя – перевернутыми асанами, активизация симпатического отдела ВНС – приемами активизации парасимпатики и т.п.
2) «Долговременная» – учитывется весь тренировочный цикл. Здесь речь идет не об отдельно взятых упражнениях, а о применении разных тренировочных режимов с разными типами нагрузок и чередовании нагрузок с учетом индивидуальной скорости адаптации.
В целом система упражнений хатха-йоги имеет синергетический эффект, влияя на состояние всего организма, а не только на отдельные его части. Для внесения ясности необходимо обозначить основные направления работы с телом, отражающие «приземленные» цели и задачи хатха-йоги как телесно-ориентированной системы гармоничного развития сознания:
В приведенном выше списке отсутствуют гормональная, лимфатическая, пищеварительная и другие системы оганизма. На которые упражнения тоже воздействуют, но, следуя принципу «не множить сущностей без необходимости», их можно опустить, поскольку они имеют косвенное отношение к данной теме.
Что, собственно, и как «компенсируем» в динамических упражнениях? В первую очередь, неравномерный мышечный тонус, который является следствием нашей привычной двигательной активности, причем как недостаточной, так и избыточной. Привычные двигательные и статические стереотипы формируются в силу профессиональной деятельности и «бытовых» причин – долгое нахождение в одной позе, выполнение одних и тех же действий, использование одних и тех же групп мышц. Кроме того, особую роль в закреплении нефункциональных напряжений играет стресс.
Поэтому работая с телом крайне важно с самого начала учиться «отпускать» психическое напряжение. Ничто не мешает делать это одновременно с техниками регуляции мышечного тонуса.
Напряжения в теле и уме взаимосвязаны, но работа только с одним аспектом дает «половинный» результат. Чтобы расслабиться на уровне ума и тела, используются разные техники, которые по большому счету делятся на две категории – концентрация и созерцание (осознавание). Это не та глубокая концентрация «ума, стянутого в одну точку», характерная для техник с опорой на сосредоточение в раджа-йоге, и не «четыре основы осознанности», характерные для классического буддизма. И, конечно, сама по себе «работа с напряжениями» не является основной целью в хатха-йоге. Во избежание подмены понятий нужно иметь в виду, что все прикладные аспекты практики являются только частями целого.
Сам по себе процесс сосредоточения имеет несколько стадий, идущих в следующем порядке: отстранение ума от отвлекающих объектов (пратьяхара), установление непрерывности концентрации (дхарана), устойчивая сосредоточенность сознания с «опорой» на одном объекте (дхьяна), следствие этой сосредоточенности – состояние концентрации без «опоры» (самадхи) .
В практике асан речь не идет о глубокой концентрации или осознавании, которые искореняют клеши – омрачения ума – и освобождают от дуккхи – неудовлетворенности, страдания. Но путем гармонизации движения Праны – «жизненной силы», иначе говоря, тела и сознания, создаются благоприятные условия или «почва» для взращивания соотвествующей мотивации и соответствующих качеств ума. В практике асан реализуется только первая стадия сосредоточения – пратьяхара, а также некоторая степень осознанности по отношению к ощущениям в теле и состояниям ума.
Фактически для подавляющего большинства людей психическое расслабление в практике асан реализуется через отвлечение ума от «беспокоящих, не беспокоящих и нейтральных» объектов и осуществляется тремя способами:
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!