Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Аюрведа – это научная система. Интервью с профессором Ч. Р. Агнивешем

Аюрведа – это научная система. Интервью с профессором Ч. Р. Агнивешем

Интервью с профессором, доктором медицины, ректором аюрведического колледжа Ч. Р. Агнивеш (Индия)

Последняя четверть прошлого века ознаменовалась повышенным интересом к отдельным методам и средствам традиционной или альтернативной медицины. Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать потенциал традиционной медицины, в том числе Аюрведы, в системах здравоохранения стран членов ВОЗ. В этой связи возникает вопрос: почему проверенная веками медицинская система Аюрведа с таким трудом пробивает себе дорогу в странах Запада?

Полагаю, что основной причиной этого является отсутствие знаний или искаженная информация об Аюрведе, к сожалению, распространяемая отдельными «экспертами в области Аюрведы», которые наносят незаслуженный ущерб ее престижу.

Существует мнение, что Аюрведа – это исключительно индийская система медицины, и в условиях Запада применять ее нецелесообразно.

Во-первых, с географической точки зрения, положение границ современной Индии значительно отличается от границ древней Индии и многие труды об Аюрведе созданы на территории, которая находится за сегодняшними ее пределами. Аюрведа – это медицинская система, которая была создана и развивалась на индийском субконтиненте. В эти рубежи попадали Бирма, Пакистан и часть Тибета, климатические условия, в которых простираются от летней тропической жары до очень суровых зим. Таким образом, Аюрведа – система не только индийская, она носит объединенный характер. Аюрведическое учение было знакомо мудрецам античной Греции, людям науки других древних государств, и сегодня мы также отмечаем проникновение Аюрведы во многие медицинские системы.

Во-вторых, Аюрведа очень гибкая наука и вполне соответствует всем потребностям человека. Для Аюрведы не существует территориальных препятствий. В некоторые концептуальные положения Аюрведы возможно вносить определенные изменения, чтобы они соответствовали склонностям людей в зависимости от места их проживания. К примеру, мы в Индии встаем до восхода солнца, а для вас это совершенно неприемлемо, потому что в вашем регионе летом длинный день. Значит, мы должны приспособиться и, используя гибкость Аюрведы, внести изменения в специфику лечения с учетом географического положения. Рекомендациям Аюрведы не надо следовать буква в букву, это не фанатическая система. Она очень гибка и вполне подходит всем потребностям человека. Она ставит самого человека очень высоко, и человек считается конечной целью ее деятельности. Аюрведа может быть использована абсолютно всеми людьми, но и здесь может возникнуть необходимость изменений с учетом расовой принадлежности и места проживания человека. 

В мире существует много видов народной медицины, одни из них официально признаны, другие – нет. Но абсолютно все виды народной медицины имеют существенный недостаток: они существуют только на основе практических знаний, у них нет прочной научной базы. Однако практику можно развивать только на базе научных знаний. В народной же медицине существуют жесткие традиции, и новые знания практически не появляются. С точки зрения практики многие из них чрезвычайно эффективны. Но в случае науки – этого недостаточно. В отличие от народной медицины Аюрведа – не просто практика, она имеет серьезную теоретическую основу. К сожалению, по вине неквалифицированного перевода на русский язык в основополагающем документе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – «Стратегия ВОЗ в   области традиционной медицины, 2002-2005 гг.» английское слово «traditional» переведено как «народная», что послужило одной из причин считать традиционную медицину Аюрведу народной медициной, что полностью не соответствует действительности.

Рожденная около 5000 лет назад Аюрведа, в силу существовавших тогда обстоятельств, была связана с философией, которая до настоящего времени лежит в основе её фундаментальных принципов. 

В прошлом, да и в настоящее время, это испытанный пропагандистский приём всякого рода миссионеров, которые через методы «аюрведического лечения» пропагандировали и сегодня пропагандруют религию, в том числе новоявленные религии различных сект. В Индии врачи, практикующие Аюрведу, принадлежат к самым различным религиозным конфессиям. Это христиане, которых много в Индии, мусульмане, люди, исповедующие буддизм и индуизм. И это естественно, поскольку физиология и анатомия от религии не зависят! Соответственно, и медицина не должна изменяться в пользу какой-либо религии. Более того, если врач, практикующий Аюрведу, лечит глубоко верующего человека, уверенного в том, что болезнь ему ниспослана Богом, он обязан объяснить больному очевидное: кроме болезни Господь дал ему разум, а врачу – лекарства и знания, чтобы эти лекарства использовать как противоядие и победить болезнь. В настоящее время в мире существует много подходов к лечению с духовной точки зрения. Сторонники Аюрведы не против этого, и считают, что при таком подходе в ряде случаев можно получить позитивный результат. Наука имеет определенные ограничения, и нельзя обвинять пациента в желании получить духовную помощь, он и в этом имеет право надеяться на положительный результат. В практике Аюрведы даже есть такое положение: если медикаментозное лечение исчерпало себя и не дало результатов, пациенту могут порекомендовать обратиться за помощью к священнослужителям. Ведь нельзя сказать, что мы абсолютно все знаем о мироздании. В мире существуют необъяснимые наукой чудеса, но все же первейшее предпочтение для Аюрведы – это медицинская логика. Вот когда логика не срабатывает, тогда можно надеяться и на чудеса. Итак, Аюрведа – это светская наука, и она не имеет никакого отношения к какой-либо религии.

Бесспорно, Аюрведа – древняя наука, которую вполне можно отнести к числу наиболее ярких сокровищниц культурного наследия не только древней Индии, но и человечества в целом. Однако, возможно, это – памятник прошлому, вызывающий восхищение и эстетическое удовольствие, но это мертвая, несовременная наука?

Это глубоко ошибочное мнение. Да, очевидно, что Аюрведа – это часть культурного наследия древней Индии, но она является частью «живой», ныне здравствующей культуры, в отличие от ряда «мертвых» культур, например, таких как шумерская и египетская, культура инков и др.

Аюрведа – очень древняя система. Очень многие труды по Аюрведе были составлены еще до на-шей эры, но, будучи древней наукой, она продолжает развиваться. Возможно, довольно медленно, но развитие происходит, – и в плане концепций и всего остального. Со временем приходят новые знания из практики. В результате взаимодействия с другими системами также приобретается информация, и, несмотря на древность Аюрведы, ее нельзя расценивать как архаичную систему.

Так как основным средством Аюрведа-терапии являются лекарства растительного происхождения, то она, по существу, ничем не отличается от широко применяемой в настоящее время в России фитотерапии?

Аюрведу нельзя считать исключительно фитотерапией. В ней используется очень многое из окружающего нас мира: растения, вещества животного происхождения, химические вещества и даже металлы. Природные вещества иногда используются в чистом виде, но не всегда предполагается, что нечто, полученное от природы, должно быть использовано в неизменённом состоянии. В зависимости от необходимости оно может быть подвержено переработке. Специалисты некоторых медицинских систем считают, что все, что дано природой, надо использовать в естественном, нетронутом виде. Последователи Аюрведы считают, что это не так. Рис, который растет на полях, это природное вещество, но его надо обработать: отполировать, сварить, потом приготовить пищу. И он все равно останется натуральным и естественным. Как правило, в аюрведических лекарственных препаратах используются отдельные части растений, либо их экстракты. Иногда составляются формулы из веществ как растительного, так и животного происхождения в зависимости от того, в каком составе это будет оптимально работать. В современных методиках считается, что надо использовать одно единственное лекарство. Очень часто так оно и есть: единственное лекарство, прописанное пациенту, может быть эффективно. Аюрведа этого не отрицает, но и не настаиваем на этом, и очень часто средства комбинируются, полагая, что единственное лекарство – опасно. Каждое из них имеет свои преимущества и свои недостатки, и это касается как натуральных, так синтетических лекарств. В фармакологическом подходе современной медицины чаще исповедуется принцип однонаправленного воздействия, при этом вероятность побочных, вредных явлений увеличивается. В древние времена люди, практикующие различные медицинские системы, при лечении болезни часто пользовались одним препаратом. Аюрведа в далеком прошлом и поныне использует комбинации лекарств – и это очень существенный отличительный принцип.

Будем считать, что нам удалось развеять многие заблуждения относительно Аюрведы. Хотелось бы, в общих чертах, получить ответ на вопрос: «Что такое Аюрведа?»

Аюрведа – это научная система, методы которой отличаются от привычных методов современ-ной медицины. Не следует думать, что наука может развиваться только в одном направлении. Главное – цель, к которой стремятся ученые, использующие разные пути к ее достижению. Конечная цель на пути Аюрведы совпадает с целями современных медицинских систем – достижение человечеством хорошего здоровья. Знакомство с Аюрведой и ее знаниями поможет представителям других медицинских систем найти путь, возможно, более правильный или на какой-то момент единственный, если иные пути заблокированы или ведут в тупик. В тоже время Аюрведа не стремится игнорировать достижения современной медицины, и потому иногда бывает полезным одновременное использование разных методик, взаимно дополняющих друг друга. Современная медицина не всесильна и, если возможности общепринятых медицинских методов не дали результата, то следует обратиться к Аюрведе – возможно, она поможет. Положительный результат не всегда гарантирован, но шанс победить болезнь остается. По научной методологии это метод смены смыслового подхода, образа мысли. Еще раз подчеркиваю: если в одном направлении что-то не получается – следует использовать другой подход, думать, что первый – единственно истинный, это неверно. Есть различные методы, и все они в равной степени научны.

В настоящее время в Индии Аюрведа широко используется на практике. С момента ее возникновения в течение тысячелетий она не уходила из медицинской практики. Практические и теоретические постулаты, содержание Аюрведы – это те ценности, которые постоянно присутствовали и обогащались. Все новое используются в тех пределах, которые требуются на данный момент. Следует признать, что Аюрведа, в отличие от современной медицины, развивается медленно и не может сравниться, например, с современной хирургией. Быстрые изменения не могут случиться в Аюрведе, так же как и в науке – слишком стремительный прогресс не всегда приводит к положительным результатам. Любые изменения в медицинской науке должны быть проверены временем. В истории современной медицины было много трагических случаев, вызванных излишней поспешностью, и Аюрведа избегает таких случаев. Тем не менее, постепенные изменения в Аюрведе имеют место. Можно говорить и о мудрости сегодняшнего дня – она тоже существует, и ее результаты также должны быть внедрены в древнюю полезную науку.

Люди исповедуют самые разные философские воззрения, и это не является препятствием перед использованием Аюрведы. И я вам скажу: Аюрведа – это система для тех, кто хочет жить. Если у вас есть желание поскорее умереть, – Аюрведа вам не поможет. Цель Аюрведы – обеспечить вам долгую и здоровую жизнь. Она может быть очень тяжелой, но люди не хотят такой – тяжелой и неприятной жизни, они хотят счастливой жизни не только для себя, но и для других. Может, какой-то человек и живет счастливо, но другие вокруг? Ваша жизнь должна быть бесценной, – и для вас лично, и для окружающих. Жизнь, которая будет счастливой и осчастливит других людей, является целью Аюрведы. Вот с таким философским подходом надо воспринимать Аюрведу. Если вы отрицаете счастливую жизнь, радости жизни, то Аюрведа – не ваш выбор.

В Индии существует много философских систем, и Аюрведа приемлет все из них. Все они могут быть в какой-то мере полезны для человеческой жизни. Приверженцы Аюрведы не считают, что какая-то одна философия должна быть избранной, и только ей надо следовать. Мы приемлем все, но одновременно находимся на безопасном расстоянии от каждой. Всякую философию можно рассматривать, как нож на вашей кухне. Она полезна, но вместе с тем опасна. Потому нам приходится соблюдать определенную дистанцию, чтобы одно-временно оставаться в безопасности, и, фактически, Аюрведа располагает своей собственной философией, как и медицина располагает своей.

Аюрведа – очень терпимая система, она не противоречит ни одной из других систем, существующих в мире. Мы ни с кем не воюем, хотим со всеми взаимодействовать, и все, что у них хорошего, готовы принять. То, что мы видим отрицательного в других системах, – отмечаем и можем об этом говорить. Я, являясь приверженцем Аюрведы и преподавая эту науку, могу быть хирургом современной медицины. Это очень открытая система.

Как у любой другой системы, у Аюрведы тоже есть свои пределы возможного. Мы не утвержда-ем, что в силах излечить любое заболевание, – это нереально. По теории существуют болезни излечимые и неизлечимые. Среди излечимых болезней есть легкоизлечимые и трудноизлечимые. Среди неизлечимых болезней также существуют два типа: некоторые из них можно контролировать, и, таким образом, улучшить качество жизни. Но если кто-то говорит, что излечимо любое заболевание – это неправда.

Аюрведа рассматривает человека как часть целого. Мы смотрим на него, как на часть Вселенной. Человек – единое целое с точки зрения физической и психической. Когда пациент приходит с жалобами на боли в животе, мы думаем и о том, что у него в мозгу.

Человек может считаться здоровым, пока он находится в состоянии внутреннего равновесия. На равновесие влияют неблагоприятные окружающие условия, собственные неправильные действия, вредные привычки. Потеря этого равновесия, баланса рассматривается Аюрведой как болезнь. Человек, утверждает Аюрведа, способен сам защитить себя от болезней или справиться с ними. Следовательно, поддержание своего внутреннего баланса в соответствии с внешними изменениями будет гарантировать здоровье.

Аюрведа учит жить в гармонии с природой и обществом. Аюрведическая наука и практика её применения доказала, что при соблюдении определенных правил поведения, режима труда, питания и отдыха, поддержания организма с помощью аюрведических лекарственных препаратов возможно, не только сохранить здоровье, но укрепить его, обеспечив себе радостную жизнь и долголетие.

Беседу вела Е.А. Казакова, кандидат биологических наук, эксперт «Урусвати»

Автор: Роса ТВ
Теги
Очищение организма с точки зрения Аюрведы
Биохимик Колин Кэмпбелл: 8 принципов питания, которые продлевают жизнь
10 способов избежать вредного воздействия солнца на кожу
Аюрведа - Еда без вреда
Снижение веса в Аюрведе
Главная причина простуд - слабость крови
10 убеждений о болезнях, которые стоит проигнорировать
Темные круги под глазами, как от них избавиться. Советы Аюрведы
Аюрведа о шести стадиях болезни
Аюрведическая процедура, которая оздоравливает весь организм
Влияние эфирных масел на биоэнергетику человеку
Атака белков: как защищаться и чем руководствоваться
Ошибки начинающих веганов. Откуда столько агрессии?
Горчичное масло: польза и применение
Противопаразитарные растения
Аюрведа. Как дисбаланс дош влияет на ум и эмоции

Login


Lost your password?