Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Вата Питта Капха – во внутреннем и внешнем пространстве

Вата Питта Капха – во внутреннем и внешнем пространстве

Лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними

Дипак Чопра

Аштанга Хридаям Самхита

Сутрасхана (первая книга в Хридаям Самхите) описывает Основы Аюрведы.

Стих, который продолжает тему трех дош…

Вата Питта Капха

Они распространены везде и всюду.

Дается указание тем людям, которые приступают к изучению Аюрведы, искать доши везде, т.е. в окружающем пространстве и также во внутреннем пространстве своего тела.

Последовательность дош звучит так – Вата Питта Капха.

Как это понять?

Понять это можно следующим образом.

  • Вата дошу (вата переводится как то, что передвигает) или ваю (ветер) нужно искать в форме ветра в окружающем пространстве. Можно увидеть, что без ветра нет движения, например, абсолютно никакого.
  • Также Питту мы можем видеть как энергию Солнца, энергию Огня. Представителем Питты, олицетворением Питты как раз во внешнем пространстве является Солнце и Питта является представителем Солнца.
  • Капху можно увидеть как энергию Луны. Капха является или продолжением или представителем Луны или Воды также.

Ученику в Аюрведе предлагают сразу же видеть доши везде. В первую очередь, конечно же, в себе.

Вата Питта Капха – во внутреннем и внешнем пространстве

ИЗУЧЕНИЕ АЮРВЕДЫ НАЧИНАЕТСЯ С ИЗУЧЕНИЯ СЕБЯ.

Когда ученик начинает пытаться изучать Аюрведу, он должен заглянуть в себя и попытаться увидеть эти доши в себе.

Первое, что нужно увидеть – это месторасположение (локализацию) дош.

Увидеть общую локализацию дош в теле.

Здесь отметить две точки на теле.

  • Одна точка – пупочная (где находится пупок) – набгхи.
  • Вторая точка – область сердца. Область сердца на санскрите называется хрид – хридая.

От этих двух точек «пляшут» — ищут, где находятся доши изначально. Эти аксиомы важны, как в первом классе – это общие положения Аюрведы, но впереди сказано, что доши находятся везде. Нельзя думать, например, что в области Капхи – области тела, которое выше сердца находится – только Капха. Там также и остальные две доши (Вата и Питта) находятся, но преобладает Капха.

Вата доша находится ниже области пупа. Все, что ниже пупка находится – там преобладает Вата доша.

В средней части между пупком и сердцем – в этой части преобладает Питта доша.

Область, которая находится выше сердца – там преобладает Капха доша.

В ЦЕЛОМ, ЭТИ ТРИ ОБЛАСТИ – ЭТО ОБЩЕЕ НА РАСПОЛОЖЕНИЕ ДОШ. Т.Е. ВАТА НАХОДИТСЯ ВНИЗУ (НИЖЕ ПУПКА плюс ноги и бедра, стопы), ПИТТА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ПУПКОМ И СЕРДЦЕМ, КАПХА НАХОДИТСЯ ВЫШЕ СЕРДЦА (ОБЛАСТЬ ВЫШЕ СЕРДЦА, ВКЛЮЧАЯ ГОЛОВУ).

Важный момент – последовательность.

При изучении Аюрведы, эти последовательности объявляются один раз и больше практически не повторяются. Последовательность дош звучит так – Вата Питта Капха.

Запомни эту последовательность и дальше, когда будут описываться доши – ради лаконичности это не повторяется. Таково правило написания шастр – научных трактатов, когда лаконичность – одно из достоинств научного трактата.

Также и семь тканей в Аюрведе перечислены в определенной последовательности (это также нужно запомнить), но это далее. Когда будут перечисляться свойства этих тканей, например, не будут уже повторяться названия, а просто их свойства в определенной последовательности.

Как искать во времени доши

Первый временной цикл – возраст человека. Время от рождения до смерти.

Считается, что когда организм начинает развиваться преобладает явление Капха доши. Затем по мере роста и созревания организма, после начала полового созревания начинает доминировать Питта доша. Это доминирование сопровождает человека весь период работоспособности. Зрелый возраст, когда человек в основном выполняет какие-то обязанности.

И к концу жизни, зависимо какая у человека конституция по-разному развивается увядание. Это естественный процесс. Его можно притормозить с помощью методов рассаяны – омоложения организма, но так или иначе он всеравно приходит, как неизбежный результат жизнедеятельности. У женщин это более четко выражено – это менопауза. Завершающий период жизни проявляется доминированием Вата доши. Вата обуславливает старение, одряхление организма.

Мы говорим о цикле тела. Сознание – оно сохраняется, и сознание может обрести новое тело. Здесь можно вести понятие реинкарнации. Человек живет не один раз, мы говорим о миграции – миграция духовной природы из одного материального тела в другое.

В Чарака Самхите есть отдельная глава, где Чарака доказывает, что реинкарнация существует, и он доказывает это научным путем.

И современные некоторые ученые доказывают это. В частности Станислав Гроф доказывает это, Ян Стивенсон. Существует трансмиграция духовной природы, т.е. личность может существовать несколько раз в телах.

Научно – это можно доказать следующим образом – иногда люди вспоминают прошлые жизни. Это можно проверить. Научный метод называется тот, который можно проверить.

Смена дош во временных циклах – это очень плавный плавный переход. Т.е. нельзя, как например, в радуге увидеть четко переход одного цвета в другой, но мы видим и четко различаем два цвета, но переход мы четко не можем найти. Т.е. жизнь человека плетется, и эти отрезки времени очень плавно переходят как нить одна к другой.

Также жизнь человека от рождения до смерти должна сопровождаться тремя поколениями – об этом говорится в аюрведических источниках. То есть три поколения обязательно должны жить вместе. Это дает стабильность, гармонию, здоровье. Сейчас мы видим, что три поколения не живут вместе – родители живут отдельно, дети живут отдельно, в лучшем случае два поколения живут вместе.

Также мы в ответе сами за свое качество жизни. Сами плетем свою жизнь.

Доши также циклируют в течение дня.

  • В конце дня доминирует Вата доша.
  • В середине дня доминирует Питта доша.
  • В начале дня доминирует Капха доша.

Приблизительно по времени 12 часов нужно разбить на три части. Здесь не сказано по часам – это очень важно также понять. В течение года это может меняться, но приблизительно мы можем сказать.

С 14:00 до 18:00 доминирует Вата доша.

С 10:00 до 14:00 доминанта Питта доша.

С 18:00 до 10:00 доминирует Капха доша.

Это плетение нужно понять, что также это не резко обрывается. Этот цикл очень-очень плавно переходит – одна доша в другую. Доминанта каждой доши происходит плавно.

Например, пик доминанты на Питта дошу приходит в полдень. Но здесь нужно также определить этот астрономический полдень.

Следующий цикл, который здесь указан – это ратри (ночь).

И точно также здесь происходит.

С 2:00 до 6:00 ночи – Вата доша доминирует.

С 22:00 до 2:00 ночи – Питта доша.

С 6:00 до 22:00 доминирует Капха доша.

Здесь предлагается начать наблюдать за этими процессами.

Процесс пищеварения.

Первая стадия пищеварения управляется Капха дошей.

Вторая стадия пищеварения управляется Питта дошей (Питта доминирует).

Последняя стадия пищеварения управляется Вата дошей.

Что нам дает эта информация на практике?

Эта цикличность существования доши и особенно важно, умение видеть их везде. Мы можем проанализировать, когда возникают какие-то проблемы с пищеварением или во время приема пищи или после. Например, через два часа после приема пищи доминирует Вата доша. И поэтому, если какие-то дисбалансы возникают, например, боли или спазмы – мы будем знать, что это связано с Вата дошей.

Если это сразу после приему пищи – наиболее часто это связано с Капха дошей, а Питта доша – спустя полчаса после еды.

Т.е. в зависимости от того, какой этап пищеварения.

Это общие примеры, будет зависеть также от того, какая у кого активность пищеварения.

Эта цикличность – если ее увидеть в повседневной жизни – она имеет очень хорошее прикладное значение. В частности, что касается режима (суточного цикла) – то один из современных докторов Дипак Чопра упоминает такую фразу – лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними.

Обычно люди борются с волнами, живя так, как им удобно.

Например, я людям часто говорю – обед должен быть обедом (обед – пик Питта доши). Они мне говорят – я в это время работаю и не могу пообедать и прихожу домой и после 18 как раз, когда время Капхи, я, например, кушаю, и собственно человек приходит, например, с проблемой лишнего веса и говорит, как мне с этим справиться. Я говорю, давайте обедать начнем. Основной прием пищи для начала перенесем на обед.

Нет, говорят, невозможно – это, наверное, и есть бороться с волнами природы.

Да, но борьба эта получается неравная то – весовые категории. Доши уважать было призвано. Тут понятно, кто проиграет, если борьба такая будет. Поэтому уважение приводит к гармонии в теле, сознании.

У меня есть много случаем, когда люди нормализовали вес только за счет режима питания, ничего больше не применяя.

Например, человек Капха доши (у него есть доминирование Капхи) ему очень полезно пропустить завтрак, чтобы не увеличивать Капха дошу, потому что завтрак как раз приходится на время между 6:00 и 10:00 часами.

То есть ему нужно пропустить время, которое естественным образом увеличивает Капху.

То есть, так как у него изначально Капха выше, то с 6:00 до 10:00 утра и с 18:00 до 22:00 вечера в это время ему лучше не принимать пищу. Принимать ее с 10:00 до 18:00. Например, ранний обед плотный и легкий не поздний ужин.

Тогда он будет гармонично существовать с окружающим миром.

Если, например, человек Питта конституции не позавтракает, то у него в это время начнет активность пищеварения увеличиваться и как только наступает начало отрезка Питта доши, естественно, у него огонь будет все больше увеличиваться и сжигать его изнутри будет. Может проявиться гнев, раздражение. Поэтому в период с 6:00 до 10:00 часов человек Питта доши должен наоборот позавтракать, чтобы увеличить Капха дошу.

То же самое относиться к Вата доше. Вата доша, если не позавтракает – будет чувствовать легкость нездоровую, головокружение, слабость, дистония.

По поводу локализации дош в теле – какие здесь могут быть практические моменты.

Один з интересных примеров – время приема лекарственных препаратов. Если мы принимаем лекарственные средства неважно какие – фитопрепараты или какие-то медикаментозные средства – если мы их принимаем натощак, например, за час до еды, то они действуют на нижнюю часть нашего тела, т.е. преимущественно на Вата дошу.

Принятие лекарств во время еды – больше действует на среднюю часть, связанную с Питта дошей и соответственно принятие через час полтора после еды лекарственных препаратов будет воздействовать на верхнюю часть нашего тела, т.е. на Капха доши.

Это насколько важно — не вовремя принятое лекарство – оно становится практически не эффективным, потому что вместо того, чтобы действовать на почки, оно условно будет действовать на легочную систему.

По локализации заболеваний мы может также понять, какая доша вышла из равновесия. Нижний этаж он больше связан с Вата дошей. Например, почки чаще всего они выходит из равновесия из-за переохлаждения – холод, сухость, что связано с Вата дошей. На эмоциональном уровне – это страх, например. Или боли по ходу седалищного нерва, спазмы в икрах  — это как-то сложно объясняется в современной медицине, какая природа происхождения – на самом деле происхождение этих проблем – это как раз избытки Вата доши и они как раз очень четко локализуются в нижней части тела.

Дипак Чопра с иронией пишет в одной из своих книг, что люди тратят годы и десятилетия на изучение природы инсулина, но качества Капха доши можно выучить за один час.

Дошами можно объяснить все.

Иммунология языком тридоша. Например, информационная часть иммунитета существует и это естественно Вата доша.

Т-киллеры – агрессивная среда (Питта доша), супрессоры (те, кто подалвяет иммунитет – связаны с Капха дошей), т-клетки (связаня с Вата дошей).

То есть, регулируя доши, мы можем регулировать иммунитет.

Это важно и просто. Если мы этого не учитываем, то возникают иммунодефицитные состояния, которые сплошь и рядом (например, детские заболевания). Нужно обращать внимание на природу, конституционный тип.

Мы должны смотря на людей, видеть их природу и строить с ними общение, например, как требует этого их природа.

Например, если мы будем агрессивно себя вести с людьми Питта доши, мы только увеличиваем эту агрессию, полученную назад. Или мы будем пугать, например, людей Вата типа – соответственно мы ничего хорошего тоже не сделаем. Мы говорили о детях, и воспитание детей зависит также от того, какой конституциональный тип у ребенка, какой темперамент он унаследовал. Взаимоотношения должны строиться абсолютно по-разному.

Например, ребенок Вата типа будет очень живой, будет быстро схватывать, быстро забывать при этом. Заставить его быть усидчивыми – это практически бесполезное дело. И если, например, мы будем вести себя слишком агрессивно относительно ребенка, пугать его, например, сиди тихо, сиди смирно, то ребенок получает при этом психологическую травму.

Или, например, ребенок Питта типа природно склонен доминировать, лидировать и также это подавлять нельзя.

Или человек, ребенок Капха типа бывает, что медлительный слишком. Наоборот, долго очень воспринимает информацию, несколько раз ему нужно повторить, нужно быть очень терпеливым,  он как бы вызывает это терпение. Воспитывает в родителях, учителях это терпение – нужно несколько раз повторить. Если до него дойдет наконец, то он запомнит это на всю жизнь. Не нужно требовать от него того же, что требуют от ребенка Вата типа.

Это абсолютно разные темпераменты и это также надо учитывать, когда мы воспитываем детей своих.

Также этот принцип используется, когда строятся браки. В ведической традиции многие учитывались факторы, в том числе, когда заключался брак, учитывались также конституциональные типы друг друга.

Очень неправильно, когда супруги одинакового типа. Подобное увеличивает подобное – этот принцип мы скоро будем изучать. Поэтому скажем два человека Питта конституции, если начнут ругаться, их, по-моему, вряд ли чем остановишь или две Капхи или две Ваты. Если две Капхи – это будет такое болотце, а если две Ваты – это будет суета, страх, беготня, поверхностность и т.д.

Конечно, если брак создан, мы должны согласоваться друг с другом. Согласно аюрведической концепции, идеально, когда человек Питта-Вата конституции, например, в браке с человеком Питта-Капха конституции. Т.е. они, таким образом, взаимодополняют и уравновешивают друг друга. Здесь можно много разных вариаций. Это один из примеров.

Очень важно знать конституциональные типы – это фундамент Аюрведы.

Если говорить о детях и затронуть психофизиологические особенности разных конституций – в группе риска оказываются (если речь о детях) – дети Капха конституции. Потому что они не успевают, но при этом они делают работу медленно, но очень качественно. Это плюс, который остается невидимым учителями, потому что основное в школе, на что делается упор – это на быстроту выполнения задания. Потом мы спрашиваем, почему у нас нет стабильности в обществе. В тоже время люди Вата успевают выполнить два варианта по математике, но наделать кучу ошибок. Т.е. быстрое выполнение работы, но низкое качество.

«Конкурсы красоты нужно проводить для трех типов Вата Питта и Капха». 5-10 лет назад мы видели, что худосочные девушки доминировали, и это считалось красивым. Сейчас уже тенденции немного изменились, к счастью.  В Аюрведе же сказано по-другому – лучшая конституция – это Капха конституция. Это наиболее устойчивая к болезням конституция.

Ночью доши действуют также как днем, или как-то по-другому?

Цикличность остается, но их действие будет разным.

Если, например, днем Питта доша доминирует с 10:00 до 14:00, она обуславливает активность пищеварительной и нервной системы. То в ночное время с 22:00 до 2:00 эта активность направлена на восстановление метаболизма, выведение токсинов и т.д.

Но представьте себе, человек ложится поздно спать, он ложится после 22:00 и где-то к 23:00 – 00:00 у него просыпается аппетит. Он идет к холодильнику, у него начинается третий ужин – и тогда уже никакого метаболизма естественно не происходит. Происходит наоборот – ухудшение состояния.

Происходит наоборот, накопление продуктов неполного метаболизма – ама.

Т.е. пищеварение происходит неправильно, потому что Питта доша находится в это время не в кишечнике, а в тканях.

Можно привести еще пример, если говорить о Вата доше. Вата доша с 14:00 до 18:00 и с 2:00 до 4:00.

Если с 14:00 до 18:00 Вата дошу обуславливает активность ментальную, человек перегружает себя в этот период.  Это период подготовки к вечеру. В этот период нужно заниматься какой-то спокойной деятельностью, не заниматься активной деятельностью.

Активная деятельность должна быть во время Питты.

То есть четыре часа в день должна быть активная деятельность.

Максимальна активность с 10:00 до 14:00. С 14:00 до 17:00 должна быть спокойная деятельность. Естественно, мы этого не видим, потому что основная масса людей перевозбуждает Вата дошу.

С 4:00 до 6:00 человек должен пробуждаться. В это время активна прана – Вата доша.(Об этом говорится в диначарье – поведение в течении дня).

Нужно проснуться ото сна в брахма-мухурту – это как раз с 4:00 до 6:00. Ради того, чтобы качество жизни поддержать и день не прошел в мертвом состоянии.

У нас утро начинается с 8:00 – в ведической традиции – это начало дня уже считается.

Ум должен быть наполнен желанием жить, тогда человек сделает все, чтобы наполнить жизнь этим качеством жизни.

С 10:00 до 14:00 считается, что Питта сгущается в пищеварительном тракте. Ночью же наоборот, она уходит в ткани. Т.е. ночью происходят метаболические процессы в тканях.

Вата доша то же самое – с 14:00 до 18:00 она двигается к тканям, а ночью с 2:00 до 6:00 утра она способствует выведению.

Капха утром в кишечнике, вечером также уходит в ткани, чтобы укреплять и способствует сну. Это время с 18:00 до 22:00 нужно, чтобы лечь спать, подготовиться ко сну. Капха вызывает в это время замедление в нервной системе, чтобы нервная система отдохнула, у нас в это время возникает десинхроноз, который проявляется в том, что пик активности деятельности веселой у нас приходится как раз с 18:00 до 22:00 вечера.

Мы занимаемся очень активной деятельностью в это время. Хотя это время должно быть очень спокойным, оно предназначено для того, чтобы очень спокойно общаться в семейном кругу, прогуливаться, с друзьями общаться и готовиться к следующему дню.

Время Питты подразумевает активную деятельность и это четыре часа – дневные часы с 10:00 до 14:00.

В Аюрведе одна из причин болезней – также неуважение времени и неспособность эту энергию принять, неведенье вот этих циклов.

Четыре часа Питты – в это время должна быть активная деятельность и обед.

Остальные четыре часа, где доминирует Вата, должны быть легкими со спокойной деятельностью, сильно не напрягаться и постепенно перейти во время отдыха – во время Капхи.

Ночью мы спим – и вовремя лечь спать с 18:00 до 22:00.

Заметно также, что фаза активных сновидени приходится на время Ваты с 2:00 до 6:00. В это время сон не такой уже полноценный.

Нужно изучить свою конституцию.

Тема трех дош – одна из самых фундаментальных и ключевых в Аюрведе, потому что Аюрведа вся полностью построена на этом понимании трех дош.

Чети — Осознай (положи себе в серце), что в целом есть лишь три телесных доши – Вата, питта и Капха. Они разрушают больное тело и поддерживают здоровое.

Существует три доши:

Ваю означает ветер. Ваю это другое название Вата доши.

Питта означает Питта и Капха означает Капха.

Вата буквально означает то, что передвигает или то, что способствует движению. Без Ваты нет движения никакого в теле. И также без ветра нет никакого движения во внешней природе.

Питта буквально означает то, что превращает, способствует трансформации, способствует усвоению, а также это означает отделению питательных веществ от отходов.

Капха означает то, что соединяет – буквально переводится то, что соединяет, то, что способствует объединению и соединению.

Вата состоит из первоэлементов эфира и воздуха. Питта состоит из первоэлементов огня и воды. И Капха состоит из первоэлементов воды и земли. Эти три доши наследуют качества первоэлементов, когда функционируют в теле.

Доша означает нарушение или порчу чего-либо – нарушение, разрушение. Мы используем это слово постоянно в нашей повседневной речи, но в другом смысле. Это доша на санскрите трансформировалась в современных языках на приставку –дис (дисрегуляция, дисгармония, дисфункция, то есть -дис тоже означает нарушение). Доша – то, что нарушается, то, что выходит из равновесия.

С другой стороны, доша выполняет и физиологические функции, не только патологические. В Аюрведе дошу в устойчивом сбалансированном состоянии называют дхату. Но стоит также понять, что три дхату практически не употребляются в Аюрведе. То есть принято говорить именно доша.

Самасатах – кроме трех дош телесных больше других паталогических факторов практически не существует. Именно эти три доши в ответе за все патологические состояния, которые они вызывают. Самасатах означает в целом, больше трех других дош нет. Всего три доши.

Следует запомнить, что существует три телесные доши – принять их в сердце и уважать их.

Эти доши разрушают больное тело и поддерживают здоровое.

Викрита деха и авикрита деха.

Деха  означает что-то построенное по какому-то шаблону. То есть существует шаблон, по которому тело развивается. Этот шаблон в Аюрведе называют пракрити. То есть естественная природа, которая вложена в наше тело и наше тело развивается по определенной программе.

Это можно назвать своего рода матрицей. И есть одно из обозначений нашего тела, на санскрите оно звучит, как тришунтам – несомое тремя опорами, тремя столбами. Вот эти три столба Вата, Питта и Капха формируют наш организм, всю нашу психофизиологию согласно нашей прошлой деятельности, нашим желаниям, поступкам и деятельности в прошлом, в прошлых воплощениях.

Для какой цел наследуется определенное сочетание дош? Мы видим, что все люди разные, у всех разное сочетание первоэлементов и для чего это нужно.

Согласно аюрведической концепции – это наиболее оптимальное сочетание для личности, для того, чтобы реализовать более полноценно и наилучшим образом. Но иногда видя недостатки нам кажется, что нас чем-то обделили. Но, возможно, это обделение является как раз и нашей удачей в этом смысле. Возможно, мы ограничены от того, что для нас не является важным, не является необходимым, но часто бывает так, что люди как раз стремятся к этому в жизни каким-то поступком, действием, которых они лишены, возможно, в силу своих возможностей. Это стремление перенапрягает нашу физиологию, наше тело, наше пракрити и как бы трансформирует пракрити в викрити.

Слово викрити происходит от слова викарма. Корень крит означает действие и карма означает то действие, которое не предписано личности. Что ж такое карма?

Карма в соответствии с ведами означает предписанная для человека деятельность, которую нужно исполнять (предназначение) в связи со своей психофизиологией для того, чтобы развиваться, расти, духовно расти, обретать счастье, больше и больше счастья.

Здоровье и счастье в Чарака самхите сказано болезнь есть несчастье. Если человек следует своей карме, следует своему предназначению (карму можно уровнять здесь с дхармой), выполняет правильно, то тогда тело и доши, которые выполняют патологические функции, они тогда выполняют только физиологические функции, то есть поддерживают тело.

Как только человек начинает выходить из этого гармоничного состояния, как только он перестает понимать, в чем его предназначение и начинает действовать неверно, вне своего предназначения, тогда эти доши, как вы сказали ограничители и они включают тогда патологический процесс. Ограничивают человека от какой-то не нужной для него деятельности.

Когда мы говорим карма и дхарма  — окончание ма указывает на принадлежащее личности. То есть я говорю ма – это мое, моя дхарма, моя предназначение.

Когда я говорю карма – моя деятельность, лично моя. Комбинация доши будет строго индивидуальна. Сочетание дош, которое уникально, в ведической традиции его определяли при рождении ребенка. То есть, во-первых, определяли конституциональный тип – это можно было видеть и по самому ребенку, смотря на него, по его телесным признакам. Астрологи смотрели на небо и видели расположение звезд, которое указывало на то, которое предназначение у этого человека и в этот момент астрологи (волхвы) говорили о предназначении человека родителям. Как его кормить, как не кормить, какие он имеет патологические тенденции, например или какие он имеет тенденции в профессиональной деятельности, в общественной деятельности. Таким образом, воспитывали ребенка, что вырастая, он уже знал свое предназначение и о том, как устроено его тело, как ему положено питаться, как не положено, то есть человек не совершал викармы, и поэтому он следовал своему предназначению осознанно, то есть он уже воспитывался в этой среде.

Сейчас, к сожалению, такого нет. И каким образом нам сейчас научиться определять свое предназначение. С чего нужно начинать.

Многие классики Аюрведы (в частности Чарака) пишут о том, что знание своей природы, в частности конституциональной природы – это первый шаг на пути к самоосознанию, на пути к познанию себя. Кто есть я.

Иногда в книгах доши отождествляют с какими-то физиологическими или гуморальными понятиями. Этого стоит избежать, нельзя здесь провести прямых параллелей между понятием доши и гумор (телесные соки, которые Гиппократ использовал). Это немножко уже другой был подход, более западный подход.

Или, например, доши отождествляют с нервной системой и т.д. – более целостно нужно взглянуть на это понятие.

Гиппократ также называл конституциональный тип как темперамент, что переводится как ограничение. Дальше учение Гиппократа было трансформировано до простого понимания гуморов – вот этих телесных соков. Но мы понимаем, что это было гораздо шире.

Человек должен достигнуть свободы в рамках неких ограничений.

«Обрети свободу в рамках своей индивидуальности» – Дипак Чопра.

Обрести свободу в рамках своей индивидуальности – это значит понять свои достоинства и не пытаться опираться на те недостатки, которые может быть специально созданы недостатками в нашей жизни для того, чтобы мы не сделали лишнего, как ограничители, а для того, чтобы мы действительно воспользовались своими достоинствами и реализовали свое предназначение, то есть вот эту дхарму и секретом в этой реализации будет возможность служить. Служить другим людям бескорыстно. Исключить рагу (корысть). Рага или корысть является первопричиной заболеваний, но служение – бескорыстное служение именно в рамках своего предназначения позволяет человеку быть счастливым, потому что он приносит другим пользу. Приносить пользу. То есть использовать свою материальную природу, свою материальную энергию в служении.

(Ч.1. Продолжение следует…)

Аюрведа Радио. Суботялов Михаил, Андрей Головинов

 

Автор: Роса ТВ
Теги
Главные секреты женского здоровья
10 причин любить зеленый кардамон
Эффективные рецепты для борьбы с грибковой инфекцией
Зачатие ребенка
Элиза Танака. Йога и аюрведа в 10 простых уроках
Диначарья - свод правил для здоровья по Аюрведе
Кризис антибиотиков и устойчивость смертельных болезней
Первая помощь без медикаментов: советы восточной медицины
Диабет и Аюрведа
Как сохранить женскую молодость
Восемь несуществующих постсоветских болезней
Бессонница и методы борьбы по аюрведе
Аура человека. Причины пробоев в ауре. Как восстановить энергетику
Причины болезней и притча о навозе и царе
36 полезных привычек, которым мы начинаем следовать уже сегодня
Чаванпраш - эликсир жизненной силы и молодости

Login


Lost your password?