Кавичандра Свами Махарадж, ученик Шрилы Прабхупады, инициирующий гуру, лидер ИСККОН Японии, Конго, Нигерии, Гвинеи и других стран, родился в США в 1947 году, и почти всю свою жизнь занимается распространением духовного знания. С Кавичандра Свами мы встретились на его лекции в Израиле. Махарадж говорил об истинной любви. Приводим его выступление.
Люди ищут кого-нибудь, кого бы они могли любить. Об этом очень много песен. Мы хотим кого-то полюбить, и чтобы кто-то полюбил нас. Поэтому собаки так популярны. Собаки очень легко отвечают на любовь, мы должны учиться у них. Если вы один раз накормите собаку, она будет вас любить всю жизнь. Поэтому людям нравится, когда у них есть собака.
С людьми намного сложнее. Любовь – значит давать любовь, принимать любовь. Иногда люди думают: Я так люблю тебя, а ты недостаточно любишь меня». Потому что любовь материальных объектов или временных вещей – она не полностью удовлетворяет. Никто не может в достаточной мере ответить на любовь.
Иногда люди думают: «Если у меня будет много денег, то меня будут любить». Но потом они думают: «Меня не любят, любят мои деньги». Они начинают беспокоиться. Многие богатые люди беспокоятся об этом. Поэтому есть много разводов. Или думают: меня будут любить, если я буду красив. Тогда они всё время боятся, беспокоятся, что их красота уйдёт. Поэтому любовь, настоящая значит, что мы даём. В совершенстве любовь значит, что мы ничего не хотим для себя, мы просто хотим давать. В материальной жизни это можно видеть на примере матери и новорожденного ребёнка. Она ничего не ожидает от этого ребёнка.
Мы говорим о любви к Богу. Люди говорят: я верю в Бога, но что это значит? Я верю…
Любовь – значит давать, значит делать что-то. Бог – это личность. Верховная личность. Говорят, что Бог – есть любовь. И если между двумя живыми существами есть любовь, и они держат посередине этой любви Бога, то такая любовь удовлетворяет сердце.
Иисуса Христа спросили: «Какая из десяти заповедей Ветхого Завета главная?» И он сказал: «Возлюбить Бога всем сердцем», – и добавил, – люби своего врага». Он сказал, нет ничего особенного, в том, чтобы любить своих друзей, свою семью – это естественно. Настоящая любовь означает, что мы любим всех. Когда мы любим Бога, тогда естественным образом мы будем любить всех.
Мы должны видеть, что всё является частицей Бога! Духовная жизнь предназначена для духовного осознания. Не просто для того, чтобы есть, спасть, чтобы было где жить. Все животные делают это. И большинству из них это даётся проще, чем людям, у животных нет стольких проблем. Птички строят гнёзда. Например, посмотрите на гнездо птицы, не думаю, что человек может такое построить. При этом они не ходят, не изучают архитектуру. У каждой птички есть свой вид гнезда, они находят палочки, делают гнездо. Потом они находят мужа или жену, у них рождаются дети, они знают, как о них позаботиться. Но у людей с этим много проблем!
Человеческая жизнь особенна тем, что человек может то, чего не может ни одно животное – это говорить о Боге или писать книги, строить библиотеки, обсуждать философию. Совершенная философия должна быть духовна. В современном мире большинство философий атеистичны. Но это не настоящая философия. Несколько сотен лет назад наука и религия были едины, были частью одного. Исаак Ньютон считается одним из величайших учёных в истории, при этом он написал намного больше о Боге, чем о науке. Многие из великих учёных, чьи труды мы изучаем, были религиозны, верили в Бога.
«В духовном процессе воспевание – это начало, середина и конец»
Суть любой религии в воспевании Бога, в молитве. В начале Библии говорится, что имя Бога священно. Из ведических писаний мы узнаем, что у Бога очень много имён. В Кабале даётся 72 имени Бога, одно из них – это «Ом», там есть имя «Хари», это также санскритские имена Кришны. В исламе 99 имен Бога. На санскрите тысячи имен Бога. Имя Кришна содержит все другие имена Бога. Оно означает «самая высшая радость, наслаждение».
Душа, по своей природе, полна счастья. Нам немного тяжело понять, что это за счастье. Это счастье беспричинно. Один ученик как-то спросил: «Как может быть счастье, если нет несчастья?» Обычно, в нашем понимании счастье – это когда я был бедным, потом стал богатым. Был голодным – поел, стал сытым. Был полон вожделения – получил желаемое, стал счастлив. То есть, обычно, под счастьем подразумевается освобождение от какого-то неприятного состояния. Такое счастье относительно. То, что делает счастливым меня, вас, может сделать несчастливыми других. Разные положения в материальном мире. Поэтому счастье отличается для разных людей. Два человека могут находиться в одном месте. Один будет говорить, что слишком холодно – другой, что слишком жарко. Поэтому, всё относительно.
Блаженство на санскрите, называется Ананда. И это естественное состояние души. Оно за пределами любого счастья. Только душа может его пережить. Ум не может пережить блаженство. Тело не может пережить блаженство. Тело может испытать какую-то радость, но это не блаженство. Блаженство для души. И когда мы воспеваем имена Бога – это тоже для души. Это пробуждает наше естественное счастливое состояние.
Причина, по которой мы ищем счастье, в том, что это наше естественное состояние. Все ищут счастье, любое живое существо. Ищут то, что сделает этот конкретный вид тела счастливым. Обычно это еда, сон, совокупление и защита, самооборона. Это то, чего пытаются достичь все: не только люди, но и животные.
У людей есть способность подумать: что произойдёт после смерти. На эту тему делали опрос, спрашивали у прохожих: «Чтобы вы делали, если бы у вас были последние 24 часа, чем бы вы занялись?» Большинство сказало, что они возьмут свои кредитные карты и пойдут купят всё, что они когда-либо хотели. Или что примут своё любимое вещество для интоксикации. Или позовут всех друзей и сделают большой праздник. Большинство людей так ответило.
Разумные люди думают о том, что произойдёт после смерти. Многие не думают до последних двух, трёх минут жизни.
У меня есть друг – медбрат. Случается, что люди умирают при нём. Они живут в хосписе, и наступает момент, когда они понимают, что у них осталось несколько минут, и в этот момент они начинают спрашивать: что же со мной произойдёт? Тогда уже поздно об этом думать. Разумный подход – это начать думать об этом раньше, потому что, в конце концов, все умрут.
Я был на медицинской выставке, там показывали, как можно ставить новые кости, переливать новую кровь. Большинство людей понимают, что они когда-нибудь умрут, но они не живут в соответствии с этим, они живут так, как будто они никогда не умрут. Для человека это не очень разумно. Нам говорят, что мы должны готовиться к будущему: получить образование, копить деньги, позаботиться о пенсии. Некоторые люди заранее оплачивают свои похороны. Одно кладбище в Америке сделало рекламу: «Организуйте свои похороны уже сейчас. У вас будут очень хорошие похороны, вы не можете доверить похороны своей семье, они могут сделать ваши похороны дешевле» Люди думают: да, таким образом мы готовимся к смерти.
Нет, настоящая подготовка к смерти – это культивировать духовное знание и наши отношения с Богом, и это легко.
Мы все хотим наслаждения, почему не идти к самому великому наслаждению? Не временному наслаждению. Можно сказать, что то счастье, которое мы получаем, оно не настоящее, потому что оно не продлится вечно. Не важно, сколько мы будем есть, в конце концов, мы всё равно проголодаемся. А если мы будем пытаться есть неограниченно, то заболеем. Это не настоящее счастье, это не блаженство. Люди думают: вот теперь я наконец-то счастлив, через несколько часов они думают, что уже нет. Разумные люди ищут что-то лучше. Это то, что приходит от воспевания имен Господа. Это важно для человека. Люди работают не для того, чтобы кушать, спать – это не есть наша цель. Это для того, чтобы создать такие условия, чтобы заниматься духовной жизнью, чтобы у нас было место сесть и воспевать. Заботиться о своём теле, чтобы мы могли молиться, изучать писания.
В духовном процессе воспевание – это начало, середина и конец. Чем больше мы воспеваем, тем больше мы хотим воспевать. Если мы это практикуем, то мы совершенствуемся в этом. И мы можем всё больше и больше погружаться в отношения с Богом. Мы ищем любовные отношения, это естественно, ищем разными путями. Главное, чтобы в центре любых отношений был Бог. Например, я могу любить свою собаку, быть привязанным к ней, но в конце концов, собака может умереть или убежать. Но с Богом это никогда не кончается.
Беседу записала Ольга Дышель. Перевод с английского – Bala Krishna Das. Расшифровка и оформление текста – Гузель Рамазанова. Фото – Расика Шекхара Дас.
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!