Придя в аптеку, мы привычно спрашиваем лекарства от гриппа или ангины, от насморка или кашля, от сердечных болей или проблем с желудком. И ни одному фармацевту, да, наверное, и врачу не придет в голову выяснять у больного, какой конституцией он обладает, в каком году родился и в каком климате живет. А для тибетского врача это лишь малая часть информации, без которой нельзя ни поставить правильный диагноз, ни приготовить нужное лекарство. О принципах тибетской медицины рассказывает практикующий тибетский врач, специалист по траволечению Б. Л. Кнопов.
— Борис Львович, почему вы, профессиональный врач, занялись тибетской медициной?
— Интерес к буддизму привел меня в Бурятию, в Улан-Удэ. И там в дацане(буддийском монастыре)я познакомился с врачом, который лечил тибетскими методами всю правительственную верхушку, хотя в местной прессе и подвергался гонениям. Этот врач выучился у одного ламы, которого Академия наук пригласила в качестве консультанта по восточной медицине. Я тоже тогда работал в Академии наук в качестве практикующего врача, но пошел учиться к этому тибетскому врачу, который дал мне первые наставления. Потом я учился у бурятских лам, обучавшихся в Тибете и в Монголии еще до революции. Позднее сам стал ездить в Индию, в Тибет, там познавал основы тибетской медицины.
— Мы очень плохо представляем себе восточную медицину. Какие методы в ней используются?
— В восточной медицине есть несколько школ, которые сильно отличаются друг от друга, хотя все они базируются на идеях буддизма. В Южном Китае, где медицина основана на средневековом тибетском трактате «Чжуд-ши», помимо препаратов, очень широко применяют также иглотерапию. А вот в Гималаях, напротив, иголки не применяют, зато там самая сильная фармакопея: в гималайские травяные лекарства включается раз в 15 больше компонентов, чем это принято в других традициях восточной медицины. Тибетская медицина вобрала в себя все восточные медицинские традиции и является наиболее гармоничной из них. В Монголии рецепты более простые и грубые, чем в Гималаях, и общее количество их раз в пять меньше, но более активно используются иголки. А в Индии множество наименований травяных препаратов, они содержат по 25-30 компонентов.
— А какие методы выбрали для себя вы?
— Существует корейская школа медицины. Ею пользуются, в частности, личные врачи президента Южной Кореи. В основном они используют иглотерапию, а также лекарственные травы и методы остеопатии. Ставят больных на ноги с колоссальной скоростью. Я был свидетелем, как 15-летнюю девочку, больную энурезом, они полностью вылечили уже на второй день. Увидев, каких результатов они достигают, я тоже наряду с травами стал практиковать акупунктуру — иголки. Включил также метод остеопатии — тонкого воздействия на ткани, хотя пользуюсь им очень редко. В принципе восточная остеопатия — это более древняя традиция, чем та, которую знаем мы, и методы ее очень отличаются. Остеопатия непосредственно с костями не работает. Суть ее в том, что когда воздействуют на мягкую ткань, более жесткая тоже встает на место. Корейские врачеватели выправляют связки тела, в том числе те, которые удерживают каждый орган на своем месте, выправляют мускулатуру позвоночника, в результате чего выпрямляется и сам позвоночник.
— Как вы справляетесь с инфекциями, особенно вирусного характера?
— Мысль о том, что общепринятые методы лечения никуда не годятся, впервые пришла мне в голову очень давно, когда мой старший сын был еще совсем маленьким. Он заболел простудой, и врач навыписывал ему такое количество антибиотиков и других химических препаратов, что когда я вышел с огромным пакетом из аптеки, мне захотелось его просто выбросить. Я начал искать другие подходы к простудным заболеваниям, к ОРЗ, а сына стал усиленно закалять. Летом ходили только босиком, обливались, купались. Все прошло, а ведь раньше у ребенка простуда держалась по пол года, постоянно была повышенная температура.
Здесь действует один важный принцип восточной медицины. Чем больше заболеваний ваш организм преодолел сам, без помощи химии, тем сильнее его иммунитет и сопротивляемость болезням. Тибетские методы лечения в этом только помогают. Люди, сохранившие нормальный иммунитет, действительно могут победить серьезное ОРЗ чаем с сушеной малиной и медом. Когда я лечил простуды в Улан-Удэ, то обходился практически одним отваром, одним лекарством, разделяющим кровь на «плохую» и «хорошую». Там несколько компонентов, главные из которых — корень девясила и древесина малины или ежевики.
— Древесина малины?
— Да. Вы берете веточки малины, а лучше ежевики, счищаете с них верхнюю кожицу, потом разрезаете вдоль и выскребаете мягкую сердцевину. То, что осталось, — это и есть древесина. Ее мелко стругают и делают отвар вместе с корнем девясила и другими компонентами. При таком лечении больная кровь концентрируется в печени, организм ее быстро отторгает, и человек выздоравливает. В Улан-Удэ я давал это лекарство и молодым, и старым, и простуды быстро проходили.
Когда же приехал в Петербург, то результатов не было. У нас совершенно другая экология. И не только окружающая среда, а прежде всего — экология внутренняя. Люди отравлены антибиотиками, неправильной пищей, другими вредными воздействиями на организм. У нас извращена вообще вся микроструктура, микробиология человека. Между жителями Петербурга и Улан-Удэ разница колоссальная. Я понял, что ничего здесь не могу, что надо учиться всему заново. И я стал заново учиться лечить простуды, используя тибетскую систему целостного подхода к человеку — это универсальный метод.
— Как вы относитесь к антибиотикам?
— Если организм подвергся «бомбардировке» сильнодействующими препаратами, такими, как антибиотики, то требуются годы, чтобы природа смогла победить эти последствия. Ко мне обращаются пациенты не только по поводу своего заболевания, но и за помощью от последствий воздействия антибиотиков на организм. Несмотря на общие рекомендации — пить много воды, восстанавливать микрофлору кишечника бифидобактериями и т.д., я все же считаю, что полностью вывести антибиотики из человеческого организма не удается.
— Однако антибиотики совершенствуются?
— Сейчас появилось третье поколение антибиотиков, которое стали производить на основе оксидов металлов. Эти лекарства более действенны, более агрессивны по отношению к инфекции, но в отношении биофлоры человека они ничуть не менее вредны. Применение их связано с высокой биологической активностью: попадая в организм, оксиды металлов вызыва ют быструю реакцию.
Но об этом люди знали еще много столетий назад. Средневековые алхимики создали несколько тысяч лекарственных форм и разработали свои оригинальные способы лечения, о которых, к сожалению, теперь мало что известно. Среди прочего, они лечили и оксидами металлов, правда, в комбинации с весьма экзотическими компонентами, например, сердце тигра или усы какого-то животного. Минералы использовали очень широко — практически от всех болезней. В наследство нам осталось 15-20 рецептов на основе оксидов металлов, которые работают гораздо эффективнее, чем травяные рецептуры. Тибетской медицине препараты, включающие оксиды минералов, тоже были известны с древних времен.
— В народной медицине России, как и любой другой страны, тоже издавна применялись травяные сборы…
— Популярные народные рецепты трав часто могут принести непоправимый вред. У тибетской травяной фармакопеи совершенно другой подход. Поясню на примере рецепта одной отравы. Можно смешать табак, эфедpy — растение, сильно расширяющее сосуды, и известь, сжигающую слизистую оболочку рта. Ядовитый шарик из этой адской смеси сосут шахтеры, которым нельзя курить в забое. На мозг действует так же, как сигареты. Этот рецепт на Востоке все знают. Если вы съедите пачку табака, вы отравитесь, но не получите кайфа. А если пососете эту каплю, то и кайф будет, и метан в шахте от сигареты не взорвется. По такому же принципу действуют травяные препараты тибетской медицины.
К тому же я настаиваю, что нельзя всем подряд пить какую-то траву «от живота» или «от простуды». Bo-первых, любое лекарственное растение токсично, и надо уметь этот яд выводить. А во-вторых, каждый человек уникален, и любой стандартный рецепт вместо пользы может нанести ему непоправимый вред.
— Что это означает на практике?
— Тибетская медицина выделяет группы людей с более или менее схожим характером внутренней среды — людей конституции ветра, желчи и слизи. Одни и те же факторы окружающей среды, одни и те же лекарства на людей разных конституционных типов будут действовать совершенно по-разному. А еще надо учитывать биологические циклы людей, климат, в котором они живут, время года и пр. Поэтому кроме чисто лечебных методов обязательно используются лечебное питание и лечебный образ жизни, который варьируется в зависимости от конституции человека, его возраста и характера заболевания.
Само лекарство может включать много компонентов. Одни, так называемые проводники, проводят его в тот или иной конкретный орган, другие расширяют сосуды, третьи убирают ядовитые последствия воздействия лекарств… Все это было найдено в ходе многовековых наблюдений за жизнью природы. Лекарство от язвы желудка в Тибете создали, наблюдая за тем, какие травы едят раненые птицы, зайцы, медведи. К пещерам, где было мумие, известное нам теперь как великолепное средство для сращивания костей, стекалось множество животных в надежде на исцеление.
— Откуда же, по мнению тибетских врачей, берутся болезни?
По буддийскому учению, общая причина всех наших болезней — невежество, непонимание своей истинной природы. Частными проявлениями невежества являются «три яда»: страсть, гнев и глупость. Их плодами оказываются три болезнетворных начала: ветер, желчь и слизь. Но те же самые три начала определяют тип конституции человека и являются системами регуляции организма. Болезни возникают при расстройстве этих систем регуляции под влиянием внешних и внутренних условий: климата, времени года, характера питания, образа жизни и т.д. Задача врача — восстановить нормальную работу этих трех систем с помощью подбора лекарств, акупунктуры, лечебного питания, подходящего для данного человека в данных условиях, и надлежащего изменения образа жизни, чтобы осуществить главный принцип тибетской медицины: жить долго и не болея.
— Может быть, поделитесь самыми простыми рецептами?
— Я уже объяснил, что рецепты тибетской медицины абсолютно индивидуальны и требуют очень тщательной диагностики — по пульсу, по состоянию мочи и т.п. Если сломается телевизор, мы вызываем специалиста. А человек устроен несравненно сложнее. Лечить должен профессионал. Люди, которые лечатся самостоятельно, могут избавиться от какой-то болезни, но при этом порой теряют год-два жизни. Лечиться, ничего о себе не зная, — это неуважение к самому себе.
Беседовал Александр Вольт
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!