Главная » Статьи » Психология » Всегда ли наша вина – настоящая. Чувство вины

Всегда ли наша вина – настоящая. Чувство вины

Важно различать чувство вины и вину.

Что такое вина?

Очень интересно, что негативный оттенок это слово приобрело не так давно. Потому что, если мы вспомним, например, виновник торжества – здесь нет никакого неприятие этого человека. Наоборот, слово виновник в этом контексте нам показывает ценность этого человека. Потому что виновник торжества – это человек, который стал причиной какого-то радостного события. Оказывается, слово вина указывает нам на то, что существует некая связь с причиной события или ситуации.

В современном мире мы, достаточно односторонне, рассматриваем вину, как причину какого-то ущерба. Что делать, если ущерба нет, а чувство вины возникает? Почему это происходит? Каким образом связано наше чувство вины с чувством греха и с практикой покаяния?

«…каюсь, каюсь, а чувство вины не проходит…»

Что такое вина реальная и мнимая?

Чувство вины, если оно действительно связано с какой-то виной, то есть если человек действительно стал причиной какого-то ущерба. Оно должно приводить к раскаиванию, покаянию, исповеди (если речь о православной традиции) и дальше это чувство вины исчезает, уходит. У человека оно не должно надолго задерживаться. Функция чувства вины – сигнальная. Через чувство вины мы получаем сигнал, что что-то мы сделали не так, совершили какую-то ошибку. Возникает тяжесть – чувство вины. Мы должны спросить себя, что случилось, что я такого сделал? Как только мы осознаем, что конкретно мы совершили, дальше мы можем уже производить какие-то действия.

Но представьте себе, что чувство вины есть, а реальной вины нету. Очень часто бывает, что соотношение реальной вины и чувства вины искажено. При чем, искажено в разную сторону. Возьмем две крайности: человек стал причиной какого-то плохого происшествия, но при этом он отрицает свою вину – одна крайность и другая крайность – когда человек ни в чем не виноват, а при этом он чувствует вину, как-будто это сделал он. Есть случай, когда человек либо преуменьшает, либо преувеличивает вину. Либо из мухи сделать слона, либо из слона сделать муху. Возникает вопрос – зачем человеку это нужно – так обращаться со своим чувством вины?

Оказывается, здесь есть прямая связь с ощущением ценности личности. Получается, что если у человека внутри недостаточно чувство собственной ценности, то он может таким странным нелогичным способом эту ценность повысить. То есть он объявляет себя причиной какого-то события, пусть даже плохого. Но для него в данном случае, что он не пустое место, что от него что-то зависит. Получается, что если из-за меня что-то случилось, значит, я в этой жизни что-то значу. Приписывая себе вину или преувеличивая себе реальную вину, человек, таким образом, повышает собственную значимость в собственных глазах. Конечно, человек это не делает не специально, а часто бессознательно. Эта вина имеет особую выгоду и часто человек не хочет с ней расставаться и предпринимать какие-то действия ли шаги в сторону от избавления себя от неё.

Более понятен случай, когда человек преуменьшает свою вину. Поскольку здесь хотя бы прослеживается логика. Если мой образ себя далек от реальности, если я себя идеализирую, то совершив какой-то проступок, став причиной какого-то неприятного события, мне будет сложно признать свою ответственность за то, что я совершила. Потому что если я признаю свою ответственность, свою вину, тогда придется корректировать свой идеальный образ себя, а это не хочется, это неприятно. Человек может увеличивать или уменьшать своем чувство вины.

Когда мы говорим о вине, важно упомянуть слово ответственность. Что такое адекватная ответственность и неадекватная ответственность? За что мы можем отвечать, что мы можем контролировать, изменять?

Ответы на эти вопросы лежат в разных плоскостях.

Первая плоскость – это те области жизни, за которые отвечаем только мы. Таких областей не так много – наше образование и дело (никто со стороны не может знать наверняка – мои чувства, мысли, призвание, хотя иногда советы бывают очень верные, но самоопределение – важно начало этого слова САМО – самостоятельно); выбор спутника жизни (жить нам и аргумент, что батюшка благословил – не всегда помогает, решение о детях также лежит внутри человека – нельзя человека заставить иметь или не иметь детей. Человек сам знает насколько он готов принять ребенка и быть родителем); ответственность за здоровье; ответственность за любовь и веру (встреча человека).

Что будет неадекватной ответственностью. За что мы не можем отвечать и контролировать – за выбор других людей и не можем переложить ответственность на других за свой выбор. С другой стороны, если я что-то делаю, то последствия моих действий я расхлебываю сама.

Помимо областей жизни, есть части личности, за которые мы также несем свою ответственность – это наши поступки, мысли, чувства, отношения, желания, потребности.

Тогда можно ли обвинять кого-то за то, что этот человек меня обидел, заставил что-то сделать, он ли виноват в том, что я испытываю те или иные чувства, что я совершаю те или иные поступки, что я думаю, таким образом, а не каким-то другим или все-таки я отвечаю? И могу ли я отвечать за то, что другие чувствуют? Могу ли я быть виноватым в том, что кто-то мной недоволен или наоборот кому-то я нравлюсь?

Мы здесь разделяем зоны ответственности и в связи с этим разделяем нашу вину на реальную и нереальную (мнимую). Мнимая вина – это такая вина, где я не являюсь причиной того, что произошло. Соответственно я ничего не могу сделать или контролировать и не в чем каяться.

Если говорить о назначении чувства вины – то испытав это неприятное чувство, осознав с чем оно связано, признав свою ответственность за совершенное деяние и признав, что то, что я совершила, не является мной, потому что я не могу в себе раскаиваться, но я могу раскаиваться в том, что я сделала. Признав, что то, что я сделала мне неприятно и противно, я прихожу на исповедь и в этом раскаиваюсь. При этом сохраняется отношение к себе как личности. То, что я плохо сделала (сделал), не свидетельствует о том, что я плохая (плохой).

Всегда ли наша вина – настоящая-1

Когда мы говорим о чувстве вины очень важно не переходить на личность. То есть, если человек сделал плохо, то он не плохой. «Разбойник, распятый на кресте – плохой или хороший? Все его действия, которые он осуществлял, говорят о нем плохо, но можем ли мы считать, что это плохой человек, зная, что искренне покаявшись, он вошел в Царство Небесное?»

Поэтому чувство вины НЕ должно приводить нас к самоосуждению и самобичеванию. Наше отношение к себе как к человеку, который ошибается, но при этом он встает и идет дальше, исправляет ошибки, если это возможно и делает выводы на будущее. Это отношение к личности не как к плохому или хорошему – оценочное, а отношение к личности, как к живому, богоподобному существу. Это отношение важно сохранять, когда мы на практике сталкиваемся с чувством вины или с теми, кто обращается к нам за помощью.

Ольга Красникова

Автор: Роса ТВ
Теги
Как избавиться от застенчивости: 12 шагов
Прикладная инструкция к жизни, которой тeбя не обеспечили в момент твоего рождения
Мы думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить
Как неоправданные ожидания мешают нашим отношениям
Настоящая любовь — это осознанный выбор
Откуда берутся истеричные дети
7 основных мужских потребностей, о которых должна знать каждая женщина
МЕЧТАЙТЕ. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ. И Я НЕ ЗНАЮ ПОЧЕМУ
Помни! Ты и есть счастье, Ты - свет!
13 правил жизни сильных духом
Гештальт и Восточная медицина: как работать с тревогой
10 самых важных фраз для счастливых отношений
Совместимость по пракрити в Аюрведе
Интервью с Альфридом Лэнгле об эмоциях
Стресс – это точка зрения
Правила жизни, которые хотелось бы знать в юности

Login


Lost your password?