Главная » Статьи » Здоровье » Все болезни от нервов. Три яда души и пять разрушительных эмоций (опыт тибетской медицины)

Все болезни от нервов. Три яда души и пять разрушительных эмоций (опыт тибетской медицины)

«Ветер раздувает жар Желчи и студит холод Слизи» 

Кандидат медицинских наук, заслуженный врач Республики Бурятия Светлана Чойжинимаева утверждает, что все болезни от нервов. И доказывает это, ссылаясь на 4-х тысячелетний опыт тибетской медицины.

С позиций тибетской медицины состояние здоровья и жизнь человека зависят от трех регулирующих систем организма, или конституций (дошей): Слизь, Желчь, Ветер. 

Конституция СЛИЗЬ отвечает за лимфатическую и эндокринную системы и, кроме того, включает все слизистые оболочки организма. 

Конституция ЖЕЛЧЬ анатомически включает печень и желчный пузырь и отвечает за пищеварение. 

А третья система, ВЕТЕР, связана с нервной регуляцией. Значение этой системы в организме имеет всеобъемлющий характер – она регулирует функции органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), скорость циркуляции крови, лимфы и других физиологических жидкостей, интенсивность обновления тканей, мыслительную деятельность, продвижение пищи по пищеварительному тракту, движение воздуха в процессе вдоха – выдоха, выведение мокроты и нечистот (кала, мочи и т. д.), характер протекания химических реакций в клетках и всех биологических процессов вообще. Ветер проявляется в расширении и сокращении легких, перистальтике желудочно-кишечного тракта, пульсации сердца, сокращениях мышц, любых движениях в организме.

Все три конституции на протяжении жизни находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга. Принадлежность к той или иной конституции определяет характер человека, его наклонности, темперамент, физические признаки, а также предрасположенность к различным заболеваниям.

Последнее объясняется тем, что все заболевания развиваются на основе возмущения конституций Ветер, Слизь, Желчь. Это либо состояние возбуждения – Ян, либо состояние упадка – Инь.

Конституция, доминирующая в организме, более других подвержена изменению в ту или иную сторону, с неизбежным развитием характерных для нее болезней.

При этом у каждого человека присутствуют все три регулирующие системы, независимо от того, какая из них доминирует, поэтому предрасположенность к одним заболеваниям не исключает возможность развития других.

У каждого человека есть пищеварительная система (Желчь), эндокринная и лимфатическая системы (Слизь) и нервная система (Ветер).

В тибетском медицинском трактате «Чжуд-Ши» Ветер называется «Держатель жизни» и «Управитель всех болезней»: «Ветер осуществляет вдох и выдох, дает силу для движения и работы, перемещает силы тела, дает ясность органам чувств и управляет всем телом» (тантра Объяснений).

Жизненная основа конституции Ветер в аюрведической традиции обозначается как «вата», в тибетской медицине – «лунг», в монгольско-бурятской традиции – «хии». РАЗЛИЧАЮТСЯ ПЯТЬ ВИДОВ ВЕТРА:

ДЕРЖАТЕЛЬ ДЫХАНИЯ – находится в темени; регулирует движение пищи по пищеводу, осуществляет процесс дыхания, отвечает за слюноотделение, выведение мокроты, чихание, отрыжку, придает ясность органам чувств, определяет мыслительные способности и эмоции.

БЕГУЩИЙ ВВЕРХ – находится в груди; контролирует процесс речи, придает ясность памяти, душевную и телесную бодрость.

ПРОНИКАЮЩИЙ – находится в сердце, но проникает во все органы и ткани тела, регулируя их состояние и функции; отвечает за процессы поднятия – опускания, сжатия – разжатия, открывания – закрывания.

РАВНЫЙ ОГНЮ – находится в желудке; отвечает за пищеварение.

ОЧИЩАЮЩИЙ ВНИЗ – находится в прямой кишке; контролирует выведение кала, мочи, крови, спермы и содержимого матки.

Конституция Ветер занимает в организме центральное место. Она управляет деятельностью всех органов и систем, объединяя их в единую систему и обеспечивая взаимодействие организма с внешней средой. Поэтому возмущение Ветра служит развитию всех телесных недугов. Это касается как болезней «холода» на основе возмущения конституции Слизь, так и болезней «жара», в основе которых лежит возмущение конституции Желчь.

В трактате «Чжуд-Ши» об этом говорится так: «Ветер действует сразу на жар и на холод. Он раздувает жар Желчи, студит холод Слизи… поднимает с места собравшиеся болезни, разбрасывает повсюду рассеянные болезни, а мелкие Ветры раздувают остатки жара. Поэтому с Ветра нельзя спускать глаз» (тантра Наставлений).

Это означает, что помимо нервных заболеваний на своей основе возмущение Ветра может приводить к различным заболеваниям на чужой основе, т. е. на основе возмущения конституций Желчь и Слизь.

Если человек своим образом жизни и характером питания в течение долгих лет накопил возмущение одной или обеих конституций, то присоединение расстройства Ветра вызовет изменение развития болезни, и на месте хронических недугов могут развиться инфаркт миокарда, инсульт, раковые опухоли.

Анатомически конституция Желчь включает печень, которую тибетские врачи называют «Старшей царицей». Она выполняет в организме более 300 функций, и без нее жизнь человека невозможна. Присоединение к возмущению конституции Слизи или конституции Желчи возмущения Ветра в виде нервных стрессов приводит к взрывному развитию ситуации.

Неправильное питание и нездоровый образ жизни приводят к возмущению конституции Желчь и нарушению работы печени. Это значит, что, если человек регулярно употребляет много жирной, острой, горячей, жареной пищи да еще заливает все это алкоголем, он тем самым заставляет печень работать в усиленном режиме и производить много желчи, необходимой для пищеварения.

Одновременно с желчью печень вырабатывает и другие вещества, в частности холестерин, который откладывается на стенках сосудов, что приводит к развитию атеросклероза. Атеросклеротические бляшки сужают сосуды, сокращают ток крови, что приводит к недостатку кровоснабжения (ишемии) органов.

В основе возмущения конституции Слизь также лежит нарушение работы печени из-за неправильного питания и накопления в организме Слизи (жира, лимфы, межклеточной жидкости, секрета слизистых органов – коллоида, мукоида). Конституция Слизь и конституция Желчь влияют на все обменные процессы в организме (углеводный, жировой, белковый и др.), и продукты их возмущения разносятся с током крови и лимфы по всем органам и тканям.

Если человек регулярно злоупотребляет сладостями, переедает, то это вызывает возмущение конституции Слизь, способствует развитию атеросклероза, а значит, сердечно-сосудистых заболеваний. Надо заметить, что пищей сладкого вкуса в тибетской медицине называется приятная на вкус пища, которую хочется есть много: молоко, масло, картофель, макароны и молочные каши, кондитерские, хлебобулочные и сдобные изделия, а также мясо, рыба и морепродукты.

Избыток углеводов и жиров при замедленном пищеварении неизбежно приводит к увеличению содержания холестерина в крови, органах и тканях с последующим выпадением его на стенках сосудов в виде атеросклеротических бляшек и жирового липоматоза внутренних органов.

Ухудшение кровотока может происходить постепенно, долгие годы. В этом случае развивается хроническая сердечно-сосудистая недостаточность (стенокардия).

Но развитие болезни может приобрести более бурный и стремительный характер и даже вызвать мгновенную смерть, если к ней присоединится возмущение Ветра – сильное волнение, горе, печаль, страх, переживание или даже сильная радость.

Нервный стресс вызывает выработку адреналина, который сужает сосуды. Если спазм длится дольше нескольких минут, это может привести к тромбозу и далее к инфаркту или инсульту.

Атеросклеротические бляшки могут разорваться, закупорив своими мелкими частичками сосуд. На месте разрыва образуется сгусток крови (тромб), который, в свою очередь, оторвавшись, также может закупорить сосуд. Закупорка сосуда приводит к острой недостаточности и частичному или полному омертвению (инфаркту) органов, которые они питают кровью. Если тромбоз происходит в коронарной артерии, питающей сердце, то это вызывает инфаркт миокарда – гибель сердечной мышцы из-за недостаточного поступления к ней кислорода.

В состоянии возмущения Ветер поражает организм через мышцы, кожу, кости, сосуды, плотные и полые органы – так называемые шесть входных дверей – и вызывает 63 болезни.

О Ветре сказано, что он «управляет всеми болезнями», «все болезни „поднимает с места”, присоединяется к их „хвосту”, его присоединение к „хвосту” болезни может привести к смерти или „раздуть” остаточный жар» («Лхан-Тхабс», гл. 2).

Присоединение к «хвосту» болезни означает обострение хронического заболевания и бурное его развитие на фоне нервного стресса (возмущения конституции Ветер), что может закончиться смертью. Однако и чрезмерная забота о своем здоровье может превратиться в страсть. Итогом такой «заботы» станет не долгая, полноценная и счастливая жизнь, а ущербное существование и даже преждевременная смерть.

О Ветре сказано также, что он «причина распрей между дошей» («Чжуд-Ши», тантра Наставлений). Взаимосвязь конституций проявляется, в частности, в возможном перетекании из одной конституции в другую.

Так, если человек, имеющий от рождения конституцию Желчь, начнет переедать, не следя за своим питанием, злоупотребляя сладкой, тяжелой, маслянистой, калорийной и холодной пищей, холодными напитками, и при этом ограничит физическую, умственную и душевную активность, т. е. не изменит свой образ жизни в лучшую сторону, а может быть, и усугубит его обливанием холодной водой, пребыванием в сырости, на ветру и т. д., он со временем плавно перейдет в конституцию Слизь. Внешне это проявляется в увеличении веса, а внутренне – в накоплении в организме слизи, жидкости, жира.

Природная и приобретенная конституции – Желчь и Слизь – вступают между собой в борьбу. И если в этот момент, при наличии распри между двумя дошами, которая делает человека максимально уязвимым, произойдут психологический кризис, сильное нервное переживание, потрясение, стресс, т. е. присоединение возмущения Ветра, это «поднимет» болезнь с места, «раздует» ее.

Можно привести множество примеров присоединения возмущения Ветра к возмущению конституций Слизь и Желчь. Если у женщины на основе возмущения Желчи была мастопатия, пережитый стресс может спровоцировать развитие рака молочной железы; при наличии миомы матки – маточное кровотечение, которое потребует оперативного вмешательства; при избыточной полноте (возмущение Слизи) может произойти рост полипов в желудочно-кишечном тракте, а при наложении постоянных, гложущих изнутри обид (обычно у женщин), – увеличение щитовидной железы; человек, страдающий хронической гипертонией и переживший нервное потрясение, может стать жертвой инфаркта, инсульта.

Три яда души и пять разрушительных эмоций 

Говоря о возмущении Ветра, необходимо подчеркнуть, что оно вовсе не является чем-то фатальным, не зависящим от воли и сознания человека. Напротив, причину и условия развития этого возмущения создает сам человек.

Общая причина возмущения всех трех конституций одна – неведение, которое «порождает три яда души: страсть, гнев и невежество» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Гнев возмущает Желчь, невежество возмущает Слизь, а страсти служат причиной возмущения Ветра.

Неведение – это прежде всего незнание человеком своей природы, своей конституции, того, как следует вести себя в той или иной ситуации, незнание (и нежелание знать) великого опыта человечества, которое оно приобрело за тысячелетия развития, и, наконец, глупость. И всякий раз, когда человек пренебрегает знаниями, это порождает неведение и страсти.

Страсти (вожделение) и привязанности – вот что в основном служит возмущению конституции Ветер (нервной системы). Страсти могут быть самыми разными – это и любовная страсть, и страсть к наживе, карьерному росту или еде, украшениям, модной одежде или спортивная страсть. Великое множество страстей происходит от неведения, ограниченности сознания, узости кругозора, душевной и умственной лености.

«Смирение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, – вот предел возвышенного поведения», – написано в «Чжуд-Ши», в тантре Объяснений.

С позиций тибетской медицины долголетие и здоровье невозможны без повседневного соблюдения правильного образа жизни, полноценного питания и при необходимости приема лекарственных средств.

Но что такое повседневный образ жизни?

Он состоит из деяний ума, деяний языка и деяний тела. Если производить эти деяния с утомлением, распущенностью, страстностью, чрезмерностью и усилием, это может привести к истощению жизненных сил организма и развитию множества заболеваний.

Эмоциональная составляющая человека – важнейшая часть его образа жизни. Такие эмоции, как тревога, беспокойство, угнетенность, тоска, уныние, гнев, раздражительность, злость, страхи, обиды, разрушительно действуют на здоровье. При этом существует прямая связь между преобладанием отрицательных эмоций и состоянием тех или иных внутренних органов.

Так, если человек обидчивый и держит обиды в себе, накапливает их, не высказывая своих эмоций, это может спровоцировать заболевания щитовидной железы.

Если человек страдает страхами, эти страхи будут подавлять функцию почек с развитием гипертонии. Чрезмерная радость, горе или тревоги истощают сердце.

Большая печаль угнетает легкие и вызывает не только болезни самих легких, но и выпадение волос и заболевания кожи.

Уныние и глубокая тоска вызывают истощение селезенки и поджелудочной железы с угрозой развития сахарного диабета.

На протяжении жизни каждый человек время от времени сталкивается со стрессами. Однако фактором, провоцирующим болезни, служит не сам по себе стресс, а то, как человек на него реагирует. Он либо справляется со стрессом, либо погружается в депрессию, отчаяние, ощущение собственной беспомощности. В этом случае человек может подсознательно воспринимать болезнь или даже смерть как единственный или лучший выход из положения.

При этом лимбическая система, отвечающая за эмоции, воздействует на гипоталамус. Этот орган, расположенный в головном мозге, является частью конституции Слизь и регулирует иммунную систему организма. Отрицательные эмоции и вызванное ими подсознательное желание болезни подавляют иммунную систему, что делает человека более подверженным болезням. Помимо прочего, это может привести к бурному размножению раковых клеток, которые в норме присутствуют у каждого человека. В результате отрицательные эмоции могут вызвать развитие онкологических заболеваний.

Подверженность влиянию стрессов и, наоборот, способность им противостоять зависят в первую очередь от самого человека – его воспитания и самовоспитания, образа мыслей, отношения к себе и окружающему миру. Лишь отчасти поведение каждого человека определяется врожденными чертами характера. Но человек – существо разумное, и, работая в течение жизни над своим характером, он способен изменять его.

Зная свои черты, прислушиваясь к мнению окружающих и будучи мотивирован благородными целями, он может повлиять на свой психологический облик. Китайские и тибетские врачи знали об этом уже в глубокой древности и разработали системы духовной практики, включающие медитацию, саморегуляцию, занятия йогой и т. д. Следование этим практикам позволяет сохранять душевное, а значит, и физическое здоровье.

Это вовсе не значит, что человек превращается в некое подобие машины, бесстрастно и рационально следующей к выбранной цели. Напротив, эмоции украшают жизнь.

Психически здоровый человек должен испытывать чувства, жить ими и проявлять их. Тот, кто не умеет ни радоваться, ни грустить, кого никогда не посещает ни раздражение, ни восторг, не может быть полноценным человеком.

Говоря о стрессоустойчивости, она ни в коем случае не означает безразличия и равнодушия к происходящему. Напротив, человек всегда должен оставаться чутким, сострадательным и щедрым, любить и быть любимым. Понятие душевного здоровья предполагает богатство жизненных переживаний, а не искусственное их ограничение.

Но когда грусть принимает затяжной характер и переходит в тоску, она может вызвать болезнь. Из нормальной формы эмоции могут перейти в патологическую. Радость – в бесконечную эйфорию, минутная вспышка гнева – в ненависть. Страх в норме есть у каждого человека. Но чем больше неведение, тем больше становится страх, и тогда он приводит к чувству беспомощности, провоцирует комплексы неполноценности, парализует волю и подавляет психику.

С точки зрения европейской традиции, эмоции – это нечто такое, что приводит ум в движение и побуждает его производить разные действия. Эмоции разделяются на положительные и отрицательные, а действия – на вредные, нейтральные и полезные.

В буддизме эмоции – это нечто такое, что приводит ум в определенное состояние, заставляет его принимать определенную точку зрения или взгляд на вещи. При этом деструктивные эмоции – это те, которые причиняют человеку очевидный вред как личности, – пагубно влияют на его здоровье, искажают восприятие реальности.

Различают 84 000 негативных эмоций и потаенных желаний, которые приводят к изменению человеческой психики и толкают на негативные действия, такие как обман, рукоприкладство, наслание проклятий, вплоть до убийства. Омраченность сознания рождает бездушие, жестокость, враждебность.

Нужно хорошо понимать, что эмоции не являются чем-то изначально присущим разуму и неотъемлемым от сознания. Они могут нахлынуть и отхлынуть, вспыхнуть и исчезнуть, одни эмоции могут сменить другие. Какие эмоции, позитивные или негативные, будут доминировать в жизни человека, зависит от него самого. Каждый в течение своей жизни может либо приобретать негативные эмоции – гнев, зависть, обиды, сделав их своими неизменными спутниками и полностью подчинив им сознание, либо избавляться от них, освобождаясь от неведения.

В первую очередь это относится к пяти основным деструктивным эмоциям: ненависть (гнев), вожделение (страсть), заблуждение (невежество), самомнение (гордыня) и зависть.

Ненависть проявляется в сознательном или бессознательном желании разрушить счастье другого человека, причинить ему вред. Ей соответствуют негодование, злоба, враждебность, гнев.

Разновидностями ненависти в ее легкой форме являются вспыльчивость, раздражительность, недовольство собой и окружающим миром. Ревность – чувство, разрушающее личность, – присуща не только влюбленным людям. Например, ребенок может ревновать одного из родителей, считая себя ущемленным; секретарша – ревновать своего босса к другим сотрудникам и т. д. Чувство неудовлетворенности собой, своим внешним видом, чувство неуверенности, недоверчивость – все эти эмоции являются слабыми отголосками самого разрушительного чувства – ненависти.

Вожделение означает стремление к чувственным удовольствиям, жажду во что бы то ни стало обладать тем или иным объектом. Объекты вожделения могут быть как одушевленными, так и неодушевленными: деньги, материальные ценности, объект любовной страсти и т. д. Вожделение связано с привязанностью ума, который не приемлет никаких перемен и непременно требует, чтобы любовь, дружба, а также материальные блага или любимые вещи пребывали вечными и неизменными.

Однако все в мире меняется, и не может быть ни вечной любви, ни вечной дружбы. В жизни каждого человека могут произойти какие угодно перемены. Неспособность принять эти перемены вызывает расстройство нервной системы и приводит к болезням.

Невежество, или заблуждение, – недостаток проницательности, который скрывает от человека мудрость и знание. Это «загрязнение» ума, из-за которого человек совершает ошибки, неправильно воспринимает природу вещей и суть происходящих событий, не ведает, что творит. Проницательность зависит от интеллекта, ее можно развивать и увеличивать. В течение всей своей жизни нужно стремиться к обладанию знаниями – этому главному богатству человека. Есть бурятская пословица: «Землю украшают цветы, а человека – знания». Если у человека нет знаний, его нельзя назвать красивым человеком. Можно потерять материальные ценности, деньги, может сгореть дом или разбиться машина, но при наличии у человека разума и проницательности он всегда будет богатым духовно, хотя бы от сознания того, что он жив, и это прекрасно.

Самомнение – гордыня – чувство превосходства над другими, презрение к окружающим, переоценка собственных качеств и отрицание положительных черт у других людей. Гордыня рождает негативные мысли, толкает человека на неадекватные поступки и делает его уязвимым по отношению к внешнему миру. Если однажды такой человек лишится предмета своей гордости, например красоты, это может привести к тяжелому нервному стрессу, психическому расстройству и даже к гибели.

Зависть состоит в неспособности радоваться счастью других людей. В противоположность тем людям, которых чужой успех окрыляет и побуждает к собственным свершениям, у завистливого человека нет будущего. Завидуя, он угнетает свое сознание и сам закрывает перед собой дорогу к успеху. У него нет стимула к движению вперед, и он живет только прошлым. Успешным человек может быть в любой профессии, будучи врачом, учителем, художником, рабочим, поваром или даже дворником, но для этого необходимо постоянно идти вперед, не стоять на месте, завидуя другим и накапливая свои обиды.

Есть люди, которые сознательно не хотят ничего знать и всю жизнь проводят в самокопании, ворошении мелких обид и неудовлетворенных амбиций, зависти и неприязненных чувств к окружающим. Во всем мире они видят лишь безысходность, все время проявляют недовольство, но при этом даже не пытаются изменить свою жизнь к лучшему.

Связь эмоционального состояния с физическим здоровьем зачастую игнорируется не только пациентами, но и врачами современной медицины. А между тем, если врач не выяснит, какие эмоции преобладали в жизни человека, были ли это печаль или обиды, страх или ненависть, он не сможет оказать по-настоящему действенную помощь.

Влияние эмоций на физическое состояние человека проявляется даже внешне. Так, если человек пребывает в глубокой печали, его плечи опущены, спина согнута, грудь сжата, мышцы грудной клетки спазмированы и не участвуют должным образом в процессе дыхания. В результате дыхание становится слабым, легкие недостаточно вентилируются (гиповентиляция легких), что приводит к проблемам бронхолегочной системы и в целом всего организма за счет ухудшения кислородного питания. Снижение психологического статуса неизбежно снижает физический тонус.

И наоборот, если человек радостно, от души смеется, его бронхи и легкие прочищаются от слизи; при этом даже может отхаркиваться мокрота. Не зря говорят, что смех продлевает жизнь – в частности, он заставляет активнее работать легкие и улучшает снабжение организма кислородом.

Правильная организация сознания предполагает не подавление эмоций, не попытку загнать их вглубь, а замену деструктивных эмоций позитивными посредством переосмысления своего отношения к миру.

Внутренний разлад с самим собой, пусть даже вытесненный из сознания, продолжает воздействовать на человека. Любопытной иллюстрацией этому может послужить, например, тот факт, что профессиональной болезнью среди воров являются судороги рук, нечувствительность и слабость кистей с развитием частичного или полного их паралича. Именно руки вора наиболее задействованы в совершении преступления, и совесть исподволь, через нервную систему, действует на них, подавляя их функции. Другой доминирующей эмоцией преступников является страх. Это страх быть пойманным, разоблаченным, страх понести наказание. Сколько бы ни подавлял в себе человек этот страх, как бы ни бравировал, он будет действовать на него разрушающе и в первую очередь приведет к нарушению функции почек.

Механическое воздействие страха выражается в спазме гладкой мускулатуры внутренних органов. Кровеносные сосуды почек сжимаются, нарушается нормальное кровоснабжение, и возникают условия для развития мочекаменной болезни. Нарушение функций почек, в свою очередь, – важный фактор, провоцирующий гипертонию.

Страх заставляет надпочечники вырабатывать большое количество адреналина, который быстро разлагается. Продукты его распада, вредные для организма, выводятся из крови посредством почек, что отравляюще действует на них и способствует постепенному развитию таких болезней, как нефриты, пиелонефриты, гипертония и ряд других тяжелых заболеваний.

Избыток положительных чувств может причинить вред здоровью, как и избыток отрицательных чувств. Например, сильная радость может повредить сердцу, и на фоне этого возможно возникновение не только тахикардии, сердцебиения, но и диареи (тонкий кишечник).

Если человек сильно печалится, это не только наносит вред легким, но и может вызвать запоры. Болезни печени, связанные с такой эмоцией, как гнев, провоцируют камнеобразование в желчном пузыре. Страх угнетает функции почек и одновременно может вызвать частые позывы к мочеиспусканию и недержание мочи (энурез).

Эмоции, непосредственно влияющие на работу поджелудочной железы, связаны с глубокой задумчивостью и концентрацией на проблемах и неприятностях, тягостными мыслями и озабоченностью. Если такое состояние продолжается долгое время, то человек может заболеть сахарным диабетом (поражение поджелудочной железы).

А, например, длительные обиды, вызывая спазм и угнетая шейный «звездчатый» узел симпатической нервной системы, способствуют возмущению Двигающего вверх Ветра и развитию заболеваний щитовидной железы. В таких случаях говорят, что обида «комом стоит в горле».

Связь эмоций с состоянием внутренних органов не является односторонней. Нервная система, оказывая влияние на их функции, одновременно и сама подвержена воздействию с их стороны. Нарушение работы тех или иных органов неизбежно вызывает изменение психоэмоционального состояния человека.

Например, если человек конституции Желчь, которая анатомически включает печень и желчный пузырь, своим неправильным образом жизни и характером питания привел свою конституцию в возмущенное состояние (злоупотреблял горячей и острой пищей, крепким алкоголем и т. д.), то через некоторое время он почувствует, что стал более гневливым, вспыльчивым, раздражительным.

Появятся и другие признаки неблагополучия печени: тугоподвижность мышц, повышение артериального давления, покраснение лица и пожелтение глаз, языка, ногтей.

В свою очередь, гнев негативно влияет на печень и желчный пузырь, еще больше возмущая конституцию Желчь, вызывает спазмы желчного пузыря с развитием дискинезии желчевыводящих путей, а впоследствии – желчнокаменной болезни. Так образуется замкнутый круг.

Болезни никогда не возникают на пустом месте, они сигнализируют о том, что человек неправильно живет, неверно воспринимает окружающий мир и взаимодействует с ним. Они требуют от человека переосмыслить свое поведение, эмоции, отношение к другим людям.

К сожалению, такое осмысление происходит зачастую поздно, когда человеку уже требуется срочная медицинская помощь, а иногда и хирургическая операция. При этом официальная медицина, направленная на устранение симптомов болезней, создает иллюзию, что можно продолжать вести прежний образ жизни и при помощи химических препаратов избежать его последствий – болезней.

Тибетская медицина, наоборот, утверждает, что от болезней можно избавиться, устранив их причину, т. е. не изменив тот образ жизни, который привел к их возникновению и развитию.

Автор: Роса ТВ
Теги
Первая помощь в аюрведической медицине
Аюрведа: Признаки хорошего здоровья
Общие аюрведические рекомендации для беременных
Сауна и сердечно-сосудистые риски
Техника «Распускание панцирей» Вильгельма Райха
Психосоматика: вирусное заболевание — недостаток смысла жизни
Самая успешная противораковая диета в мире!
Узнайте зачем пить отвар одуванчика перед сном
Девять очистительных дыханий
Лечение заед народными средствами
Красота по-тибетски: интервью с тибетским доктором
Противопаразитарные растения
Аюрведические преимущества черного перца для здорового пищеварения
Аюрведический образ жизни - три примера из Мира
На грани выносимости – дофамин и как его поднять
Гигиена тела – для ежедневного душа достаточно только воды

Login


Lost your password?