Главная » Статьи » Культура » Зороастризм как он есть: добро vs зло

Зороастризм как он есть: добро vs зло

Спента Армаити, День священной земли, напоминает зороастрийцам о необходимости возделывать землю на всех уровнях — не только почву, но и собственное тело, сотворенное из праха. Что же это за религия, кого чтят и во что верят ее последователи?

Название этой зародившейся в Иране древней религии происходит от имени ее основателя, Заратуштры или Зороастра. Выходец из жреческого рода, Заратуштра выступил с критикой традиционного иранского язычества, особенно кровавых жертвоприношений и многобожия. Много лет его учение преследовалось, пока, наконец, не было принято легендарным царем Виштаспой.

В VI веке до нашей эры зороастризм стал государственной религией древней персидской империи Ахеменидов. Тогда были созданы первые письменные памятники, в том числе и главная священная книга этой религии Авеста. Огромный урон религии нанесло вторжение войск Александра Македонского в IV веке до нашей эры. В отличие от Европы, в Иране Александра не любят и называют «проклятый Искандер». Тогда многие храмы были разрушены, священники убиты, древние тексты — навсегда утрачены, даже Авеста сохранилась только частично.

В III веке нашей эры с появлением империи Сасанидов зороастризм снова становится государственной религией — вплоть до арабского завоевания в VII веке.

В основе учения Заратуштры — идея о вечной борьбе добра и зла в лице бога Ахура Мазды и его антипода — злого дьявола Ахримана. Ахура Мазда создал прекрасный мир, сотворил человека. Но в этот мир вторгся Ахриман со своим воинством — дэвами (иранская версия чертей). Они осквернили землю, воду и огонь, появились насекомые, змеи, вредные животные.

Ахура Мазда и его воинство — Язаты, которые выполняют в зороастризме функции ангелов, дали отпор агрессорам. Произошла великая битва между силами добра и зла. Ахура Мазда победил и восстановил оскверненный мир, но в него вошло зло, появились грехи и пороки, болезни, вредные растения и животные, смерть.

Согласно зороастризму, в мире идет вечная борьба добра и зла, и все люди ее участники. Каждое доброе дело прибавляет силы воинству Ахура Мазды, каждое злое — приспешникам Ахримана. Человек сам выбирает, на чьей он стороне, и от каждого зависит, кто победит в этой битве. Все хорошее, что есть в мире, происходит от Бога, все плохое — от дьявола. Все полезные животные и растения создал Ахура Мазда, все вредные — Ахриман. Например, собака, считающаяся в зороастризме священным животным — божье творение, а волк, причинявший большой ущерб стадам иранских скотоводов, — отродье дьявола. Подобный дуализм позволил зороастрийцам раз и навсегда решить для себя проблему присутствия зла в мире — оно от дьявола, Бог не виноват, и обвинять его нет никакого смысла.

После смерти душа три дня странствует, пока не приходит к мосту Чинват. Там ее встречают трое праведных и судят. Если человек при жизни был праведен, на мосту он видит собственную душу Даэну в облике прекрасной девушки, которая провожает его в рай к Ахура Мазде, где блаженствуют души праведных. Злой душе Даэна предстает в образе мерзкой старухи, после чего душа проваливается в ад к Ахриману, где терпит вечные муки.

Есть у зороастрийцев и свой Апокалипсис — предание о «последних временах», когда невинная девушка искупается в священном озере и родит мессию — Сайошьянту. Состоится последняя битва, Ахура Мазда победит Ахримана, и все умершие от сотворения мира воскреснут. Земля превратится в огненную реку, через которую пройдут все люди, которые когда-либо жили на земле. Душам праведных огонь будет приятен, а злые сгорят. В огненной реке сожгут Ахримана с дэвами, а все добрые люди получат новые тела и будут жить вечно в очищенном от зла мире.

Чтобы следовать пути Ахура Мазды, нужно придерживаться благих мыслей, благих слов и благих дел. Большим грехом считается ложь. Необходимо блюсти чистоту души и тела. В случае осквернения или греха нужно принести покаяние и пройти обряд очищения. Запрещено курить, мусорить и загрязнять природу, увечить свое тело и делать что-либо вредное для здоровья. Брак и рождение детей — благое дело, отшельничества и монашества не существует, более того, подобное поведение считается греховным. Священничество женато — и высшее (мобеды), инизшее (эрвады).

Распространено почитание священного огня, восходящее к иранскому язычеству. В храмах горят ритуальные костры, которые священнослужители должны поддерживать неугасимыми. Если храм прекращает свою деятельность, огонь переносят на новое место. Зороастрийские теологи отвергают обвинения в огнепоклонничестве, утверждая, что огонь является священным символом Бога, но никак не обожествляемой стихией. Также они отвергают обвинения в многобожии. Семь Бессмертных (Амеша Спентас) и некоторые божества прежнего языческого пантеона, которым поклоняются в зороастрийских храмах, они считают «помощниками» Ахура Мазды, но не равными ему богами. Заратуштре поклоняются как пророку, подарившему людям священное учение. Также существует поклонение фраваши — душам умерших праведных людей, но нет культа святых.

Посвящение в веру проходит в 15 лет (у индийских зороастрийцев — в семь). На новопосвященного после долгой очистительной церемонии надевают чистую белую рубаху и специальный пояс кусти из овечьей шерсти. Читаются специальные молитвы об отречении от зла и дается торжественное обещание следовать пути добрых дел, слов и мыслей. Кусти следует носить постоянно как знак принадлежности к вере.

Из-за запрета на осквернение земли, воды и огня тела умерших запрещено сжигать или закапывать. Тела складывают в специальных «башнях молчания» — дахмах, где их расклевывают хищные птицы. Оставшиеся кости сбрасывают в негашеную известь. Сохранять тела или останки не следует, так как считается, что при воскрешении все получат новые тела. Современные зороастрийцы, не имеющие возможности пользоваться дахмами, хоронят усопших в могилах, обмазанных бетоном, или используют кремацию электрическим проводом.

Учение Заратуштры широко распространилось на территории Ирана, Кавказа и Закавказья, Центральной Азии, Афганистана и Аравии. Но после арабского завоевания (VII век) и насильственной исламизации зороастризм был постепенно вытеснен из мест своего былого господства. В настоящее время в Иране осталось лишь несколько десятков тысяч приверженцев этой религии, которых называют гебрами. Небольшая группа зороастрийцев в средние века переселилась в Индию, спасаясь от религиозных преследований, и положила начало общине парсов. Парсы составляют три четверти всех современных зороастрийцев и, несмотря на малочисленность, являются политической, финансовой и экономической элитой индийского общества.

Всего в мире сейчас около 200 тысяч зороастрийцев. 50 тысяч из них живут в Иране, около 80 тысяч — в Индии, 18 тысяч — в США, 7,5 тысяч — в Канаде, 7 тысяч — в Великобритании.

Малочисленность зороастрийцев связана с почти полным отсутствием прозелитизма в этой религии. Парсы считают, что зороастрийцами могут быть только сами этнические парсы. Гебры разрешают миссионерство, но реально им занимаются всего несколько человек. В России и в странах СНГ сейчас примерно 100 «новых» зороастрийцев.

Об этой религии почти ничего не известно. Поэтому, несмотря на наличие живых последователей, зороастризм постоянно используется в качестве прикрытия для сомнительных идей и учений. Загадочное, древнее, экзотическое — как не воспользоваться?

Одним из первых это сделал Фридрих Ницше, создав знаменитый трактат «Так говорил Заратустра». Несмотря на неоднократные объяснения специалистов, что произведение Ницше не имеет никакого отношения ни к Заратуштре, ни к его учению, в массовом сознании зороастризм продолжает ассоциироваться с ницщеанством.

Зороастризм сильно повлиял на символику и обряды ветхозаветного иудаизма, ислама и христианства. Почти умерев, он растворился во множестве новых религий и сект и оставил важный след в мировой культуре. Например, духовная повесть о посмертных мытарствах души «Арда Вираз Наме» оказала огромное влияние на мировую религиозную литературу — от мусульманской «Мирадж Наме» до католической «Божественной комедии» и православного сочинения «Мытарства святой Феодоры». К зороастризму восходит международная традиция почитания Вечного огня, и популярный во многих странах Востока праздник весеннего равноденствия Новруз, о котором читайте вскоре на нашем сайте.

Мариам Ахундова

Источник

Автор: Роса ТВ
Теги
Современный Будда Гаутама и Вишну-Аватар Буддха – разные личности
ПАСХА. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ошо: О наблюдении себя
День преподобного Феодосия Печерского
«Религия и философия два пути преодоления страданий». Авторская лекция В.И. Кузина
Лама Сангье: «Затворничество не терпит поспешности и поверхностности». Часть 1
День Святых бессребреников Космы и Дамиана римских
Собор Архангела Гавриила
Реформы патриарха Никона и история старообрядчества
Высокие технологии в ведах
Мощь утра: почему успешные люди встают рано
Антоний Сурожский - Свет Божественной любви
Мавлид ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда
Оставайтесь добрыми людьми!
Страстная неделя: Великий вторник
Первый Вселенский Собор

Login


Lost your password?