Оба эти учителя человечества принимали достаточно деятельное участие в общественной жизни той общности людей в которой жили, также вмешивались в жизнь окружающих племен. Мухаммед был и политиком, и командующим войском, требовал участия в военных действиях против неверных.
Оба оставили людям законы для жизни в обществе. Мухаммед дал важнейшие государственные законы, касающиеся ведения войны, наказания за преступления, регламентировал имущественные отношения, в частности наследование. Кришна установил кастовый порядок, его поддержание является одной из важных целей его пришествия на Землю.
Согласно ему, уровень высших каст, то есть брахманов и кшатриев, на должен опускаться до уровня нижестоящих замкнутых групп. Кришна, как и Мухаммед, призывал к войне для выполнения своего долга. Это говорит, что они обращали внимание на мирскую жизнь, придавали ей, все-таки, достаточно важное значение.
Немаловажное значение оба придают и вере, однако Мухаммед придает правильности веры много большее значение. Это связано со строгим единобожием.
Аллах для мусульман есть Творец и Владыка всего мира, всякой вещи. Кришна также есть первоисточник всего.
Очень характерное совпадение состоит в том, что оба считают, что земная жизнь – забава. Кришна также часто называл ее игрой, то есть чем-то не совсем реальным, не подлинным.
Будущее уже известно Всевышнему. Такие утверждения делали оба проповедника, что привело некоторых их последователей к вере в жесткое предопределение, строгий детерминизм всего происходящего, что, разумеется ставит под вопрос саму нравственность. Однако эта мысль ни тем, ни другим до конца не проводится.
Аллах и Кришна могут проявлять хитрость. То есть, вводить в заблуждение, обманывать. Аллах запутывает недостойных, грешников. Кришна, скорее имеет в виду их благо в будущей жизни, поскольку даже некоторые убитые им враги, благодаря тому, что думали о нем, обрели хорошую посмертную участь.
Рай представлен в проповедях Мухаммеда очень яркими образами, спасенным обещаны райские наслаждения. Кришна обещал своим преданным достижение высшего блаженства. Хотя, это имеет определенное отличие от чувств людей, которые живут на Земле. Те чувства более тонкие и чистые. Истории из земной жизни Кришны достаточно эмоционально насыщенны, загробная жизнь его последователей представляется аналогичной тем историям преданных.
Есть немало общего между ними в плане этических требований, суть того идеального состояния до которого требуется дойти имеет довольно существенные сходства. Они осуждают гордость, зависть и гнев, проповедуют воздержание, а также терпение по отношению к окружающим людям.
Хотя и существуют определенные сходства в учениях Мухаммеда и Кришны, есть более глубокие различия между ними.
Если Мухаммед выступал за строгое единобожие считал абсолютно недопустимым “придавать Аллаху сотоварищей”, то Кришна, хотя и позиционирует себя как первоисточник, но допускает поклонение другим Богам, ведь он – истинное Я всех живых существ. Как уже отмечалось выше, существует лишь некоторая тенденция к монотеизму в этой религии.
Различается отношение к окружающему миру. Поскольку Кришна есть во всем, то имеет место в определенной мере обожествление природы и окружающего мира. С этим связаны очень образные игры Господа Кришны и возможность поклонения ему через животных. В Коране практически весь его объем занят взаимоотношениями Аллаха и людей, иногда ангелов и демонов, природе и животным практически не уделено никакого внимания.
Согласно Мухаммеду, Аллах достаточно четко разграничивает добро и зло, при этом “сбивание с пути” не рассматривается как зло, ибо Аллах “милостивый, милосердный”, и сбивает он лишь “людей распутных”. Нигде в Коране в явном виде идея об относительности добра и зла не поднимается. Напротив, Кришна сам является абсолютом. Он источник добра и зла. Согласно Шримад Бхагаватам, различия между добром и злом “не являются абсолютными”, они нужны для поддержания общественных устоев, представления о добре создают привязанность, далее ведут к ссоре и гневу, то есть становятся причиной зла.
Существенно различается видение истории человечества и Вселенной, а также жизни человека. Как уже отмечалось выше, исторический процесс, согласно Кришне, имеет циклический характер, а человек может иметь много перевоплощений. Все это противоречит учению Мухаммеда. Согласно Кришне, мир – иллюзия, проекция своего я. Мухаммед не разделяет такой взгляд, однако и он считает земной мир лишь подготовкой к миру загробному. Нет в Коране и представлений, что Аллах представляет собой истинное Я других существ. Таким образом, концепции человека существенно различаются.
Есть глубокая разница в этических требованиях: Кришна делает акцент именно на безучастном отношении к окружающим, однако также подчеркивает важность выполнения долга.
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!