Главная » Духовный опыт » Знания » Система 10 чакр из 800-летнего трактата «Сокровищница музыки» (Кристофер Уоллис)

Система 10 чакр из 800-летнего трактата «Сокровищница музыки» (Кристофер Уоллис)

В рамках традиции классической тантры сформировалась не одна, а несколько систем чакр. В ранней традиции наиболее распространены системы, в которых выделяются пять чакр, соответствующих пяти основным элементам.

Мой наставник и друг Сомадева Васудева (сейчас он преподает в Университете Киото) обнаружил интереснейшую систему, состоящую из 10 чакр, в трактате Шарангадевы «Сангита-ратнакара» («Сокровищница музыки / учений о музыке»). Из всех знакомых мне текстов на санскрите, это единственный, где с определенными чакрами, если точнее, то с «лепестками» чакр, связываются отдельные эмоциональные и психические состояния (бхавы).

Приведу отрывок из трактата в переводе д-ра Васудевы (с небольшими моими дополнениями). Имейте в виду, что для полноценного понимания этого материала необходимо читать комментарии Каттинатхи и Симхабхупалы, которые не включены в эту публикацию. В нашей публикации рассмотрена система из 10 чакр: в первой части — первые пять чакр, названия и местоположение которых полностью соответствуют пяти чакрам согласно распространенной на Западе системе из 7 чакр. 

ЧАКРА №1Адхара: «Между анусом и гениталиями находится адхара-чакра. У нее четыре лепестка. Эти четыре лепестка расположены в промежуточных точках между сторонами света на компасе. Им соответствуют четыре вида блаженства (ананда): [1] «высшее блаженство» на северо-востоке, [2] «врожденное блаженство» на юго-востоке, [3] «блаженство героя» на юго-западе, а также [4] «блаженство союза» на северо-западе. В этой структуре цветка лотоса пребывает Кундалини. Поднявшись до основания черепа (черепного отверстия), она дарует освобождение».

ЧАКРА №2Свадхистхана: «В корне (основании) гениталий находится состоящая из шести лепестковсвадхистхана-чакра (Каллинатха добавляет, что она расположена на ширину шести пальцев выше адхара-чакры). Отсчет лепестков начинают с востока (субъективно это передняя часть), и они обозначают: [1] скромность, [2] жестокость, [3] разрушение гордыни, [4] оцепенение, отупение, [5] непочтительность, а также [6] настороженность, мнительность. [Согласно Симхабхупале, это означает, что душа, пребывая в определенном лепестке, принимает соответствующее состояние]. Эта чакра — обиталище силы безрассудной страсти».

ЧАКРА №3Манипурака: «В [области] пупка находится состоящая из десяти лепестков манипурака-чакра. Отсчет лепестков начинается с востока (передняя часть): [1] крепкий сон, [2] пристрастие, [3] зависть, [4] клевета, [5] стыд, [6] страх, [7] сострадание, [8] оцепенение, ступор, [9] вырождение, испорченность, а также [10] депрессия. Эта чакра — местоположение солнца. [Симхабхупала давал такое определение: особая жизненная энергия (прана), называемая «солнце» (сурья).]».

ЧАКРА №4Анахата: «В [области] сердца находится анахата-чакра. Это место для поклонения Шиве в форме Пранавы Ом. У чакры двенадцать лепестков. Отсчет лепестков начинают с востока (передняя часть), и результатом пребывания в них являются: [1] разрушение нестабильности, [2] четкие рассуждения, [3] угрызения совести, [4] ожидание, [5] прозрачность [или отсутствие притворства], [6] беспокойство, [7] старание, [8] самообладание, [9] религиозное ханжество, [10] неуравновешенность, [11] проницательность, а также [12] отвага [или вера в себя]».

Что касается йогинов-музыкантов, то нет необходимости культивировать какие-либо эмоционально-психические состояния (бхавы) в 1-3 чакрах, а в 4 чакре нужно развивать способности, относящиеся к 1, 8 и 12 лепесткам. Говорится, что певцы, которые не избавятся от качеств, соответствующих 4, 6 и 10 лепесткам, утратят свои природные способности.

ЧАКРА №5Вишуддхи: «В [области] горла находится состоящая из шестнадцати лепестков вишуддхи-чакра. Это место Сарасвати (богини речи, музыки и обучения). [Симхабхупала: «Богиня речи, если ее созерцать в этом местоположении, дарует совершенную речь»]. Когда душа обитает в шестнадцати лепестках этой чакры, накапливаются следующие вознаграждения (отсчет ведется с востока, передней части): [1] Пранава(Ом), [2] Удгита, пропевание, [3] хум-пхат-мантра, [4] вашат-мантра, [5] свадха-мантра, исполняемая в ритуале для предков (питр), [6] сваха-мантра, исполняемая в ритуале для богов, [7] намаха, слово-приветствие, [8] нектар [радость], [9] семь музыкальных нот в порядке следования, начиная с ноты садья, [10] Бык (Господь Шива), [11] гандхара, [12] мадхьяма, [13] панчама, [14] двайвата, [15] нишада, [16] яд [губительные боль, страдания, несчастья]».

Говорится, что музыкантам надо культивировать качества, соотносимые с лепестками с 8 по 15.

Теперь рассмотрим с 6 по 10 чакры в системе, объединяющей 10 чакр, которая описывается в трактате «Сокровищница музыки». Перевод сделал Сомадева Васудева, я же лишь немного дополнил его. Дополнительно приводятся комментарии Симхабхупалы, переведенные с санскрита. Отмечу, что эта система чакр не была «изобретена» для данного трактата о музыкальном мастерстве, а попала в трактат из других материалов по йоге, которые теперь не доступны.

ЧАКРА №6Лалана-чакра: «В [области] небной занавески (язычка) находится состоящая из двенадцати лепестков лалана-чакра. Отчет лепестков начинается с востока (передняя часть), лепестки содержат следующие плоды: [1] состояние отравления, опьянения, [2] надменность, [3] симпатия, привязанность, [4] скорбь, [5] печаль, потрясение [Симхабхупала: «страдание по невыясненным причинам»], [6] жадность, [7] разочарование, [8] волнение, смятение, [9] «волна» [Симхабхупала писал: «В жизненной энергии дыхания (прана), уме (буддхи) и теле (деха) есть шесть волн: голод и жажда, огорчение и заблуждение, старость и смерть»], [10] вера, [11] удовлетворенность, а также [12] почтительность, уважение».

«В десятом [вера] и одиннадцатом [удовлетворенность] лепестках лалана-чакры заключается мастерство музыканта, тогда как первый [отравление, опьянение], четвертый [скорбь] и пятый [печаль, потрясение] лепестки эксперты в науке о йоге считают разрушительными».

ЧАКРА №7Аджня-чакра: «[В области] между бровями расположена аджня-чакра, которая состоит из трех лепестков. Вознаграждения — проявления [трех гун]: [1] саттва, [2] раджас, а также [3] тамас».

ЧАКРА №8Манас-чакра: «Затем идет состоящая из шести лепестков манас-чакра, ее плодами является [совершенное владение] следующим: [1] мечтание, сон, [2] наслаждение вкусом и ароматом, [3] восприятие запахов, [4] зрительные ощущения, [5] чувство осязания, [6] восприятие звуков».

ЧАКРА №9. Сома-чакра: «Выше находится состоящая из шестнадцати лепестков сома-чакра. На каждом из шестнадцати лепестков расположен калас (шестнадцать «сил, полномочий, чисел, цифр шестнадцать, частей, аспектов»). Душа получит [следующие] награды, когда достигнет этих лепестков, отсчет которых ведется с востока (передней части): [1] сострадание, [2] выдержка, снисходительность, [3] честность, прямота, [4] стойкость, [5] бесстрастие, [6] настойчивость, решимость, [7] радость, [8] веселье, [9] трепет, [10] слезы (радости) во время медитации, [11] уравновешенность, [12] солидность, [13] старание, [14] ясность ума, [15] щедрость, [16] однонаправленность ума». Отмечу, что многое из перечисленного в «Шарада-тилака-тантре» отнесено к ямам и ниямам.

ЧАКРА №10Сахасрапатра-чакра: «В основании черепа (черепном отверстии) расположен лотос, состоящий из тысячи лепестков, содержащий нектар. Он питает тело потоками нектара. Душа, пребывающая в основании черепа, наполненном нектаром, довольна и может достигать вершин в музыке».

Д-р Васудева, который выполнил перевод этого отрывка с санскрита, также добавляет: «Возможно, музыкантам интересно, почему Шарангадева так подробно и обстоятельно описывает эзотерическую физиологию в работе о музыковедении. Ответ дан в следующих строках: «Только когда душа находится на определенных лепестках / каласах, можно достичь мастерства в музыке. Некоторые другие лепестки /каласы вредны для музыки, а также есть те, которые нейтральны по своему воздействию».

Источник: упоминания о чакрах в трактате Шарангадевы «Сангита-ратнакара» взяты из издания под ред. Пандита С. Субрахманья Шастри (Pandit S. Subrahmanya Sastri) и ред. Смт. С. Шарада (Smt. S. Sarada). Библиотека и исследовательский центр Адьяра, Мадрас. Второе издание, 1992 г.

ОБ АВТОРЕ

Кристофер Уоллис, также известный как Хариш, увлекся индийскими духовными практиками в семь лет, а в шестнадцать лет он получил посвящение в практику йогической медитации. Он получил степень бакалавра по классическому религиоведению в Университете Рочестера, степень магистра по санскриту в Калифорнийском университете в Беркли, степень магистра философии в области классических индийских религий в Оксфордском университете, а также докторскую степень (Ph.D.) в Калифорнийском университете в Беркли, защитив диссертацию по традиции шива-тантры. В рамках традиции он обучался в йога-ашраме в северной части Нью-Йорка, а также изучал в Индии медитацию, киртан, науку о мантрах, асанах, карма-йогу и многих другие направления. В настоящее время он преподает медитацию, проводит даршаны по йоге (лекции по философии йоги), философии тантры, санскриту, науке о мантрах и консультирует по духовным вопросам.

Хариш является основателем и заведующий кафедрой Института Маттамаюры. Среди его учителей, наставников и гуру (в хронологическом порядке): Гурумайи Чидвиласананда (дикша-гуру и мула-гуру), Пол Мюллер-Ортега (шива-тантра и классическая йога); Алексис Сандерсон (шива- и шакта-тантра, санскрит); Маршалл Розенберг (ненасильственное общение); Сомадева Васудева (шива-тантра), Дхармабодхи Сарасвати (тантрическая йога); а также Адьяшанти (медитация). Хариш является автором книги «Тантра освещенная: философия, история и практика традиции вне времени» («Tantra Illuminated: The Philosophy, History, and Practice of a Timeless Tradition»).

Перевод с англ. Елены Саноцкой

Автор: Роса ТВ
Теги
Йога с Алексеем Скубко. Дневной комплекс (часть 3)
Энергетические паразиты. Как от них избавиться
Грани времени. Санскрит
Основные идеи теософии
Когда на Земле правили боги
Камень Чинтамани
Легенда мира йоги профессор Йогашри Рагхурам
Как легко просыпаться по утрам: секреты тренеров по йоге
Артем Фролов "Особенности практики йоги при миоме матки"
Так вот почему… любовь…
Дипак Чопра о просветлении
Направьте внимание на энергию желания, а не на объект желания
Кундалини йога: крийя для женщин
Ступени Йоги
Как цвета могут на нас влиять
Мощная практика, чтобы освободиться от блоков и полюбить себя

Login


Lost your password?