Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Деха пракрити – телесная природа

Деха пракрити – телесная природа

Интересно о типах телесной конституции, как они у нас появляются, какие факторы на это влияют, о различиях, появлении, а также о теле и душе, о яде и нектаре…

Семинар классическая Аюрведа Аштанга Хридаям Самхита, тема книга первая Сутрасхана, глава первая «О желании жить», стих 9б-10 Деха пракрити – телесная природа

Сегодня мы рассмотрим природу тела. Слово деха означает тело, нужно понять деха, как место, в котором живет кто-то. Т.е. у любого места существует тот, кто в этом месте находится.

Тело рассматривается как место жизни, временное пристанище души.

Тело имеет временную природу, и временное пристанище души, в теле, как, говорилось выше, живет душа, и на данную жизнь человеку дается (имеется ввиду от рождения до смерти) определенное тело с определенным типом конституции с определенной природой для определенных целей.

Сегодня мы эту тему немножко поразберем, мы разберем семь типов телесной конституции в соответствии с Классической Аюрведой.

Бутик Аюрведы и восточной медицины ROSA. рад встречать новых гостей и старых добрых друзей!

«С помощью этих трех доша, присутствующих в мужском (шукра) и женском (артава) семени в момент зарождения жизни, подобно зарождению ядовитых червей из яда возникает три типа телесной природы (пракрити) –

хина (она связана, здесь нужно вспомнить правило крама последовательность, что относится к  Вата доше) худая или слабая природа Вата доши;

мадхья – природа Питты (средняя);

утама пракрти – природа Капхи (считается сильной и лучшей).

Природа, возникшая из равной пропорции трех дош называется самадхату пракрити, она является идеальной и наилучшей.

Природа, возникшая из сочетания двух доминирующих дош, является ниндья (ущербной)».

В этом тексте несколько тем.

Первая – возникновение жизни шукра артава, как зарождение жизни.

Рождение начинается с объединения шукры и артавы – мужского и женского семени, и здесь не сказано прямо, что нужен еще третий компонент – джива – душа, но так как это был контекст ведической культуры, там даже никто не задумывался об этом.

То есть это естественно подразумевается, что кроме мужского и женского семени, нужна сама личность, которая входит в момент зачатия в это объединение женского и мужского семени. Сперматозоид, яйцеклетка и душа – все эти три компонента дают рождение в теле.

Только один сперматозоид соединяется с одной яйцеклеткой и одна душа также. Одна душа входит в это объединение сперматозоида и яйцеклетки и таким образом зарождается жизнь.

Следующая тема, которую мы в тексте видим – «подобно тому, как в яде зарождаются ядовитые черви». Этот момент мы упустим и обсудим потом, сейчас обсудим типы конституции.

Как здесь сказано, что состояние дош родителей на момент зачатия, отражается на состоянии семени, т.е. доши они входят как бы в семя и вот то состояние дош родителей, которое на момент зачатия присутствует, то состояние и наследуется ребенком.

Т.е. присоединение сперматозоида, который отражает состояние доши отца и яйцеклетки, которая отражает состояние доши матери на данный момент, они объединяются, и объединяется также вот это состояние дош одновременно. Это один из факторов, который влияет на закладку конституционального типа ребенка. Самое важное, что нужно усвоить, это то, что состояние дош родителей очень сильно влияет на состояние дош будущего ребенка.

Также еще примешивается, конечно же, так называемая дайва – судьба ребенка, которая предопределена его поведением в предыдущих жизнях. Это можно определить астрологическим путем.

Но в момент зачатия также душа она несет в себе определенное наследство, то, что человек обрел в прошлой жизни. Конституциональный тип определяет также карму человека, его предрасположенность к определенной деятельности. Т.е. тело таким образом формируется, чтобы определить тип будущей деятельности человека и доши в том числе здесь немаловажную роль играют.

Этот фактор тоже нужно учитывать – не только состояние дош родителей на момент зачатие, но и судьба человека, что он натворил в прошлой жизни, что ему предписано как бы получить.

Эти три фактора наиболее важные, которые влияют на конституциональный тип.

ВСЕГО НАСЧИТЫВАЕТСЯ СЕМЬ ТЕЛЕСНЫХ ТИПОВ.

Три типа так называемых однодошных, когда в конституциональном типе доминирует какая-то одна из трех дош. На санскрите это называется эка доша джа (эка – один, джа – рожденный) пракрити.

Эка доша джа пракрити (однодошный тип конституции) насчитывается три – Вата, Питта, Капха.

Следующие пракрити – ванваджа (двойственность, доминанта на две доши) или самсарга.

Это у нас Вата-Питта, Питта-Капха, Вата-Капха.

Слово самсарга можно запомнить – этим словом в Аюрведе всегда описывается объединение двух дош. Например, есть болезни, которые вызваны двумя дошами – самсарга.

Также последний тип конституции – самадхату (сам означает равный, дхату – устойчивый, устойчивое состояние). В этом названии уже закладывается определенная идея. Во-первых, сама – это очень гармоничное состояние, дхату означает еще и устойчивое состояние. Санипата – объединение трех дош.

Самадхату пракрити возникает при равной пропорции трех дош.

Семь типов пракрити – при этом эка доша джа пракрити (однодошные типы конституции) считаются слабыми в целом. Т.е. слабый – это означает подвержен болезням больше чем другие конституции. Мы изучаем Аюрведу, то все это рассматривается в контексте здоровья и болезни.

Вата эка доша джа пракрити, что означает однодошная природа Ваты является хина пракрити, т.е. слабой, наиболее слабой из однодошных конституций.

Пита доша пракрити также является слабой, но чуть сильнее, чем Вата.

Капха является среди однодошной самой сильной, но, тем не менее, всеравно это считается слабой конституцией относительно других типов.

Также нельзя думать, что если однодошная пракрити, то других дош нету. Это так сказать самая распространенная ошибка. Другие доши есть, их всегда три. Другое дело какая доминанта, на каких дошах.

Ванваджа пракрити (двудошные конституциональные типы) – они в целом называются мадхья пракрити, т.е. средняя по устойчивости к болезням конституция. Здесь уже очень трудно определиться с тем, кто сильнее, кто слабее. В принципе все эти три варианта находятся посередине. В целом, нужно просто понимать, что самая слабая Вата, самая сильная Капха. Лучшая – трехдошная конституция (при равной пропорции трех дош).

Мы насчитали семь типов конституции и больше их нет, считается так.

Иногда насчитывают десять типов конституции (это не классический подход), например, говорят Вата-Питта и Питта-Ватта, Питта-Капха и Капха-Питта. На самом деле это одно и то же. Просто в разных условиях эти доши могут, как бы чу-чуть, выходить вперед. Например, в определенный сезон у Вата-Питта конституции, в какой-то момент будет Вата больше проявляться, в какой-то момент Питта. Т.е. они будут плавать. Говорят просто Вата-Питта и что впереди, это вопрос времени в году, в сутках.

Т.е. всего конституциональных типов семь и больше их нет.

Доша, которая приносит больше всего вреда – это Вата доша.

Питта доша находится посередине.

Капха доша – самая устойчивая конституция и поэтому она считается лучшей в Аюрведе.

У нас в связи с навязываемым взглядом на природу женщины, был такие худосочные женщины в моде, скажем так. Имеется ввиду, что костлявая конституция, высокие женщины без детородных признаков, которые ходят по подиуму – это не совсем хорошо. В Аюрведе это считается нездоровой конституцией.

Например, в Аюрведе насчитывается 80 симптомов проявления болезни Ваты, 40 – Питты и 20 – Капхи. Вот это соотношение 8:4:2 это как раз соотношение встречаемости болезни Ваты, Питты  Капхи. Т.е. Вата наиболее неустойчива к болезням конституция.

Капха очень устойчива и стабильна, но с другой стороны, если человек Капха конституции заболевает, то из-за своей инертности болезнь может затягиваться.

Пракрити означает врожденную конституцию, но в тоже время пракрити означает материальную природу – тот мир, который нас окружает. Согласно санскритской грамматике эти совпадения не случайны. Это значит, что существуют какие-то взаимосвязанные тождественные понятия, которые объединяют разные объекты, обозначенные одним термином.

Мы, может быть, слышали, что есть такое выражение, что каждый из нас есть отражением макрокосма, т.е. наш микрокосм отражает макрокосм. И это действительно так. Приводится такое сравнение, что океан воды и капля воды взаимосвязаны друг с другом, т.е. они тождественны по своей природе. Или, например, снег и снежинка. Каждая снежинка тождественна по своей природе снегу. Но если мы вглядимся в каждую снежинку, мы обнаружим, что нет ни одной одинаковой снежинки. Они все разные, уникальные. Так вот каждый человек тоже оказывается таким уникальным существом, которое обладает своим совершенно определенной конституцией.

Эта конституция в ответе за здоровье человека. Но, кроме того, она определяет не только здоровье физическое, но и как человек будет вести себя в социуме, обществе, какое место займет, как будет реагировать  на те или иные ситуации. Мы как бы проводим различие между соматической конституцией и деха пракрити и психической конституцией (манас пракрити).

Например, человек Вата конституции очень спокойный, не является изменчивым, нестабильным – так, не всегда, но может быть так. Это объясняется воздействием манаса пракрити. Он, например, находится в сатва гуне.

А, например, человек Питта конституции может быть сонливым, инертным. Это о том, что по первым признакам не надо оценивать человека, поскольку это может влияние манаса пракрити.

Все классики Аюрведы выделют семь типов конституции, мы будем придерживаться такого академического подхода. Различия между конституциями связаны с иммунитетом. Понимание этих особенностей предотвращает конвейерный подход к каждому человеку.

Т.е. когда говорится всем полезно голодание, или всем полезно сыроедение – это не совсем правильно, нужно учитывать свои особенности организма для того, чтобы предотвратить профилактировать эти индивидуальные патологические изменения.

И вот, Андрей Юрьевич говорил, я добавлю несколько факторов, которые определяют конституцию. Я хочу сразу подчеркнуть, что эти факторы второстепенные. Они не являются первичными – первичными являются состояние яйцеклетки и сперматозоида в момент зачатия. Т.е. какова матрица была заложена доши – это будет являться первичным. Все остальное будет накладываться как бы сверху. Но если сильные факторы – они могут пересилить – это тоже надо учитывать. Например, когда диагностируем пракрити – сведения о том, как мать беременность провела полезны.

Факторы, которые влияют на конституцию

Во-первых, преобладание доши в сперме и яйцеклетке оплодотворения.

Дополнительные факторы – это пища, при чем, питание и матери и отца до зачатия и питание матери во время беременности; время года – в какое время года происходило зачатие; состояние репродуктивной системы – какое состояние было организма матери в момент зачатия, состояние матки. И следующий фактор – то, чем занимается мать в период беременности (какое у нее питание, образ жизни, эмоции какие). Например, если беременная злоупотребляет сухой и холодной пищей – понятно, что это будет провоцировать увеличение Вата доши у будущего ребенка. Острая и кислая пища будет усиливать влияние Питта, сладкая может увеличивать Капха доша.

Слово пракрити что означает. Слово «пра» означает пред, «крити» означает действие. Крити одно слово имеет со словом карма.

Когда человека награждают определенной конституцией, определенной телесной природой – это означает, что человека награждают определенными качествами – это называется гуна на санскрите.

В соответствии с Аюрведой именно гуна – свойства человека, свойства его природы уже рождают карму, его функции, его действия. Пракрити телесная природа приписывает человеку определенный род деятельности, что включает в себя в первую очередь питание определенное, определенное общение, человек должен иметь есть определенные профессиональные предпосылки.

Например, человеку Вата доши легче работать с информацией, с языком, с обучением, в сфере искусств легче гораздо работать, в сфере коммуникации. Человека Капхи трудно представить тем, кто собирает информацию или как-то работает с информацией, ему будет это тяжело делать. Капха журналистов редко встретить J Капха журналист J. Или среди правителей можно заметить, что в основном люди Питты и естественным образом склонны – у них есть определенные качества, которые рождают уже определенные функции, они естественным образом склонны управлять, они не склонны подчиняться, будут склонны управлять, подчинять. Это нормально, это такие свойства лидера и вопрос в том, в какой гуне, какой будет манас пракрити.

Гуны – это вопрос воспитания в первую очередь, во вторую очередь самовоспитания. Т.е. человек сам должен стремиться к добродетели, и проявлять свойства своей конституции именно по-доброму, скажем так.

Если человек Питта естественный лидер, но он при этом должен оставаться справедливым и, скажем так, не взваливать все руководство на себя, не тащить все на своих плечах, что очень трудно человеку Питты в связи с тем, что он очень детален, очень много изучает детали и не может позволить кому-то сделать какую-то деятельность.  Потому что ему кажется, что он лучше ее сделает.

Т.е. телесная конституция – это в первую очередь предписанная деятельность.

Пракрити означает предписанная деятельность.

Свою предписанную деятельность мы должны начинать понимать именно с тела.

Сначала нужно разобраться со своей телесной природой, потом уже от телесной природы идти к своей природе ума, понять свою природу ума. Затем глубже и глубже добраться до самих глубоких сфер. О них мы пока не будем говорить, еще рановато.

Но есть такое знаменитое изречение, что самопознание начинается с кишечника. Т.е. нужно понять тип своего тела и в первую очередь понять влияние дош на кишечник. Какой кишечник под влиянием дош образуется.

Самое простое, что можно понять – это доши. Также существует русская фраза: «легче познать доши, чем душу». Душу, конечно, как самое важное нужно об этом говорить, но самопознанием нужно заниматься начинать с тела – правильное питание, правильная жизнедеятельность, правильное поведение, чтоб все было идеально, тогда это будет основой базой для самоосознания духовного.

Может мы так перешли на более глубокую тему, что такое черви.

«С помощью этих трех доша, присутствующих в мужском (шукра) и женском (артава) семени в момент зарождения жизни, подобно зарождению ядовитых червей из яда возникает три типа телесной конституции».

И фактически комментарий, который дается на этот стих относительно червей:

Пример с ядовитыми червями указывает на то, что хотя сами черви рождены из яда, они не умирают от него, но продолжают существовать. Также и пракрити, телесная природа, сформированная дошами, которые по природе своей подобны яду, продолжают проявлять себя в личности на протяжении всей ее жизни и никак не вредит самой личности в случае правильной использованности природы тела. 

Еще один комментарий: «червяк, которого вырастили в ядовитом веществе становится нечувствительным к привычным ему ядам, также и доминирующая доша защищает наш тип конституции, оставаясь вредоносным для остальных типов». Это цитата из Сушрута самхиты.

Тут интересный момент, что указывается на яд.

Мы знаем, что наш материальный мир, в котором мы живем на санскрите, называется вишая. Вишая – это материальная энергия, но она имеет еще один перевод и это переводится как яд.

И парадокс, мы живем в океане яда, и для кого-то это может показаться странной информацией. Как же так, вокруг нас столько интересных объектов, столько явлений, но мы говорим, что это океан яда.

Но материальная энергия устроена таким образом, что соприкосновение с ней, как говорится в ведической философии,  оскверняет человека. Оскверняет тело таким образом, что возникают какие-то проблемы. Обычно реакция людей такова, что когда у нас есть какие-то проблемы, мы хотим как можно быстрее от них избавиться. Но есть такое выражение, что форсирование решения проблем приводи к возникновению новых. И, таким образом, человек постоянно закручивается в этих вот ситуациях. И есть такое сравнение, что мир, в котором мы живем, он сравнивается с лечебницей, т.е. с больницей, в которой каждый из нас проходит какую-то терапию. От чего мы лечимся? Давайте подумаем, от раги – от корысти, зависти, страсти.

Если мы находимся в больнице – те, кто бывал в этих заведениях, знаем, что обстановка там не очень веселая, не очень радостная и поэтому ее можно назвать как океан яда своего рода.

«Червяк, которого вырастили в ядовитом веществе становится нечувствительным к привычным ему ядам, также и доминирующая доша защищает наш тип конституции, оставаясь вредоносным для остальных типов».

Получается, когда человек следует своей природе, он защищен. Есть понятие предназначение и предназначение в значительной мере определяется телесным типом, опять же пракрити. И неспроста, мы возвращаемся к этому термину пракрити, к природе тела. Это означает, что у нас есть определенная телесная природа, которая позволяет нам успешно контактировать с материальной природой. В случае, если мы знаем особенности своего тела, особенности своей природы, т.е. мы следуем по пути предначертанному нам этим типом. Но стоит нам выйти за рамки, т.е. мы начинаем действовать не сообразно своему телесному типу, как только мы выходим за пределы отведенного нам коридора, сразу начинаются проблемы. Природа нас поддерживает.

Если человек следует своей природе, то его природа сама поддерживает. Если человек не следует своей природе, то природа начинает его возвращать на место.

Само слово природа, вот говорят, прирожден к чему-то, прирожден к какой-то деятельности – это и есть следование своей природе. Тут надо понять эти тонкости. Когда говорят, прирожден – значит, прирожден к определенному типу питания, к определенному типу поведения, к определенному типу взаимоотношений, прирожден к определенному типу эмоциональной деятельности и т.д.

Нужно понять природу свою и, таким образом, мы начнем понимать природу других людей. И строить с ними правильные взаимоотношения в соответствии с их природой. Т.е. понимать, что люди вокруг разные.

И к каждому сердцу, как сказано во второй главе Аштанга Хридаям Самхиты в диначарья, как вести себя в течение дня, там сказано, что нужно с каждым встречным, с каждым человеком, с которым мы встречаемся в течение дня, должны к каждому сердцу найти ключ, открыть его. Это означает, что мы должны учиться понимать и чужую природу также, для чего она создана, какие в ней качества заложены, какие функции.

Еще один пример, может не совсем радостный, но еще этот мир сравнивается с тюрьмой, где мы сравниваемся с заключенными. Идея в том, чтобы нам не просто исцелиться, а вот как на воротах из выхода из тюрьмы висят огромные плакаты «на свободу с чистой совестью». Чтобы мы, соприкасаясь с этой материальной энергией, постарались понять, для чего мы сюда помещены. Для того, чтобы очистить себя, очистить свою совесть, свое сознание, сердце и выйти на свободу таким образом.

Если существует яд, значит должен существовать нектар. Что подразумевается под этим, словом нектар? И вообще он звучит как амрита, да?

Амрита означает отсутствие смерти, бессмертие, амрита означает жизнь, качества этой жизни.

Мы должны различать две природы материальную и духовную природу.

Материальная природа – то, что мы сейчас обсуждал пракрити, телесная природа.

Существует еще духовная природа. Мы, на самом деле, представляем из себя духовную природу, духовную личность, индивидуальность, душа. И эта оболочка телесная, которую мы используем, она является временной, мы временно помещены в эту оболочку в результате наших прошлых желаний, действий, заслуг. Рага является причиной того, что мы попадаем в материальную оболочку временную. Т.е. это зависть, корысть, как только в сердце возникают такие вот вещи, то сразу душа воплощается в тело и проходит через циклы. А где нектар?

Если мы говорим, что нектар амрита – отсутствие смерти, то это неприменимо к пракрити. Потому что пракрити, как написано в Бхагават-Гите, она временная. Реальная, но временная. Не стоит поддерживать мнение, что пракрити иллюзорна – это очень важный момент, потому что многие пишут о том, что это иллюзия, но на самом деле пракрити реальна. Но Шрила Прабхупада говорит,  она временна. Временна – это значит, что если мы все свои чувства, желания связываем с чем-то временным, то неминуемо мы потерпим крах. Это и есть яд.

Если мы говорим о нектаре, то мы должны связать свое внимание, свои цели, свои чувства, свою жизнь с тем, что является не временным, с тем, что является постоянным и стабильным.

Единственным объектом, который является постоянным и стабильным являемся мы сами.

В отношении, если говорить о своей природе.

Т.е. наша душа – мы и есть наша душа, мы имеем духовную природу и она постоянна.

Сейчас мы пришли к тому, что Аюрведа включает в себя духовные вопросы, и она не может смыкаться просто на материальной природе. Т.е. нельзя решить вот эти проблемы существования человека материальными средствами.

Если мы говорим про амриту и про океан яда, в который мы попали, то здесь важно понять, что все зло, как сказано в Бхагават-Гите вмещается в четыре вещи. Если их убрать из жизни человека, эти четыре вещи, то зла нет, а все остальное благо – это рождение, старость, болезни и смерть.

В связи с тем, что в материальной энергии в этом мире присутствуют эти четыре явления, поэтому это и называют яд. НО защититься от этого яда можно путем использования той природы, которая нам дана для того, чтобы мы использовали эту природу, научились использовать ее бескорыстно, т.е. мы избавились от раги.

Таким образом, когда человек избавляется от раги (корысти), которая является единственной причиной болезни, как сказано вначале Аштанга Хридаям Самхиты. Человек, если избавляется от раги, действует бескорыстно, он вынужден, в конце концов, принять эту концепцию Бога. Принять концепцию того, что он есть душой, потому что иначе не получится.

Санатана означает вечный дух, это и есть душа.

Т.е. это она является вечной природой.

А телесная оболочка, наделенная разумом умом чувствами, она временна. И поэтому эта временность тела, как раз и является тем ядом, который отравляет нашу жизнь, т.е. все было бы хорошо, если бы не болезнь, не рождение в этом мире, не старость, не смерть. Все было бы хорошо, все остальное является нектаром.

Так написано в Бхагават-Гите.

Мы должны искать эту Амриту, природу бессмертную и природу вечную. Здесь на это указывается. Косвенно, но указывается. Так как это не Бхакти шастра, нужно это понимать, то здесь не может быть прямых указаний на вот эти методы бхакти. Но здесь есть косвенные указания.

Когда выпадает такая возможность, общаться с аюрведачарьями, т.е. с людьми, которые практикуют Аюрведу во многих поколениях, они трактуют эти стихи именно так, они говорят, что это не прямое указание, но косвенное указание на бхакти, на преданность Богу, на духовную природу.

 Аюрведа-радио. Головинов Андрей Юрьевич, практикующий врач Аюрведы. Суботялов Михаил Альбертович, практикующий врач Аюрведы.

 

Автор: Роса ТВ
Теги
Виктор Мацишин, доктор Аюрведы
Почему растет живот?
Как ешь, так и живешь. Не насилуй себя, просто соблюдай 12 правил питания. Андрей Лаппа
5 простых дыхательных техник, которые помогут восстановить силы и энергию
Сильные намерения формируют реальность
Льняное семя вместо ботокса. Всего 10 процедур – и вы себя не узнаете, настолько хорош результат!
Женские дни - благословение от природы. Рекомендации Аюрведы при месячных
Как раскрыть свою натуральную красоту? Советы доктора аюрведы
Психическое здоровье: советы китайских лекарей
Избавиться от токсинов по аюрведе: 5 эффективных средств
Бескислородная гимнастика: 9 упражнений для здоровья
Аюрведическое сезонное руководство для весны
Женщина – сущность мира. Аюрведа о женщине
Лечебные свойства Алоэ
«Вы спите, и вам снится борщ»: интервью с тибетским монахом нейробиологов Мингьюром Ринпоче
Стресс и выгорание: почему так важно понимать разницу

Login


Lost your password?