Аюрведические шастры. Аштанга Хридаям Самхита – самое молодое писание, ему всего 1,5 тыс. лет. Самое понятное писание среди бихат трая (Чарака самхита, Шурута самхита, Аштанга хридая самхита).
Источник всех болезней и его составляющие
«В глубоком почтении склоняюсь перед тем несравненным целителем, кто способен искоренить болезнь, начинающуюся с корысти, которая всегда распространяется в бесчисленных телах, в бесчисленных формах, порождая суету, обман и безрадостность».
Рага означает корысть. Ади означает начало, точка отправления, источник, исток, что указывает на раги – корысть (страсть). Болезни начинаются с корысти, которая состоит из семи компонентов:
Все эти компоненты объединяются в одно, которое называется рага.
Для того, чтобы разобраться откуда возникает болезнь, нужно понять исток болезни. Эти семь компонентов – это корень. Все страдания и болезни происходят от одной причины – корысть. Если мы видим проявления семи компонентов, то это и есть рага. Если мы видим эти компоненты в человеке, в себе, то это говорит о том, что рага присутствует.
Болезнь, которая началась с раги (корысти) распространяется всегда и везде, эта рага сама по себе имеет такую энергию, чтобы сама по себе родить все это бесчисленное количество болезней в бесчисленном количестве тел и распространить их в бесчисленное количество тел бесчисленное количество форм.
На самом деле в Аюрведе говорится так, что болезней бесчисленное количество – сколько людей, столько и болезней. То есть формы болезней абсолютно разные. Даже одна и та же болезнь может в разных телах абсолютно в разных формах существовать, то есть это будет новая болезнь. Для тех, кто будет или хочет практиковать аюрведу, нужно видеть как бы новую болезнь – видеть болезнь человека как что-то уникальное.
ТРИ ПРОИЗВОДНЫХ РАГИ
Рага рождает три первых ростка болезни. Рага, изначальная причина болезни – корысть, страсть рождает три ответвления:
Это состояние ума, когда человек очень много тревожится, опасается, находится в страхе – оно рождает дисбаланс Вата доши. Вата доша отвечает за равновесие и выходит из него чаще всего.
Ауцукья – это такое состояние, когда корысть – неудовлетворенная корысть, неудовлетворенные страсти рождают это состояние тревоги, что нам всегда кажется, что чего-то недостает, что-то случится, мы находимся в беспокойстве.
И эти тревоги и беспокойства приводят в беспокойство ум, ум попадает под влияния раджаса и тамаса – этих двух гун материальной природы. Кстати слово «рага» – это корень слова раджас. То есть человек приходит в состояние раджаса и его психологическое состояние оно тут же сказывается на физиологическом состоянии. Вата доша вместо того, чтобы выполнять физиологические функции, которые она исполняет, когда человек находится в сатва гуне, она начинает выполнять патологические функции. Тут как раз слово – карма – функция.
Викрити карма – патологические функции – человек, тело человека начинает функционировать неправильно патологически. И это называется викрити карма.
Почему карма – потому что существуют определенные деяния до этого, то есть возникла ауцуки – человек начал тревожиться. Этот страх – викрити карма. То есть человек по природе не должен бояться, нечего бояться.
По природе – означает пракрити – по своей природе человек не боится. Если же человек начинает бояться, опасаться, тревожиться – это называется викрити. Это карма деятельность, которая приводит к страданию.
То есть для Питта доши очень важно научиться быть правдивым, потому что ради своей страсти, ради своей корысти люди Питта способны на обман и на самообман, что наиболее, так сказать, плохо.
То есть самообман – человек погружается в иллюзорное восприятие мира, он не видит реальности, потому что он не хочет ее видеть. Так как материальная энергия на самом деле не принадлежит ему и корысть, она принадлежит Богу, и эта корысть не позволяет человеку принять эту идею – того, что ничего не принадлежит ему, и он начинается заниматься самообманом. Обманывать себя, что что-то принадлежит ему, что он может быть здесь.
В конце концов, это приводит к апатическим состояниям, состояниям скуки, безрадостности. Это рождает в свою очередь дисбаланс Капха доши.
То есть дается схема сразу того, как болезнь входит в тело человека, в его сознание также, если это психическая болезнь. Все начинается с корысти (семь компонентов) и первые три ростка врастают, и собственно они уже вызывают дисбаланс трех дош.
Бояться нечего, потому что в конце концов Господь заботится о всех, и момент, в котором мы находимся сейчас и здесь – это самое благоприятное место, в котором мы можем находиться на самом деле. Это нужно просто понять и страх тогда исчезает на самом деле.
Отсутствие страха – это скорее присутствие доверия к миру. Если есть доверие к миру, то вместо страха приходит как раз то, о чем мы говорили – желание просчитать возможные ходы, хотя, в конечном счете, все равно – все просчитать мы не можем. Какой-то элемент доверия в непредсказуемости он в любом случае будет.
Мы не можем просчитать все ходы, поэтому мы должны доверится Сверх Душе, слушать свою совесть. Существует единственное верное решение, другого нет.
Мы всегда стоим перед выбором — наш выбор состоит в том, чтобы выбрать единственное верное решение. И все, на самом деле, очень просто, нужно довериться совести – этому голосу Параматмы – голосу сверх души в нашем сердце и это единственный правильный ответ.
И тогда мы будем действовать всегда правильно. Христианская традиция очень хорошо проработала идею совести. И тот, кто живет по совести, ему нечего бояться. Мы боимся тогда, когда мы поступаем как-то неправильно.
С точки зрения психологии, можно было бы это с другой точки зрения описать. То же самое явление как явление «экологичности» – то есть, любое действие наше мы просчитываем, просматриваем как действие в системе, то есть мы не изолированы от мира, мы всеравно с кем-то связаны, как отразиться это изменение, любое наше действие на всей этой системе. И человек, который чувствует себя частью чего-то большего, он поступает исходя и из своих интересов и из интересов чего-то большего.
Просчитать все возможные варианты исхода практически невозможно. Наш разум не способен на такие подвиги. Существует Параматма, которая присутствует или сверх душа Господь или экспансия Господа, которая находится в сердце каждого живого существа и именно Параматма эта экспансия Господа знает все, все исходы возможные и она знает единственный верный ход.
Это как раз подсказывает нам наша совесть. Если мы будем очищать совесть, тогда мы будем ясно слышать этот голос и указания, и мы будем действовать верно, и тогда страх исчезнет.
Контакт сознательного с бессознательным разумом, который на много порядков превосходит наше сознание. В карте психотерапии есть такое понятие как бессознательное. И говорится, что бессознательное, оно на несколько порядков информативней по поводу нас, по поводу наших глубинных намерений, наших каких-то нужд, возможностей и там есть все ресурсы, которые у нас есть. То есть это очень сильно как раз совпадает с описанием Параматмы, например, в ведической концепции. Соединение между Западом и Востоком. Проводить параллели и, в конце концов, все называть своими именами.
НЕСРАВНЕННЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ
Не имеющий начала – не существовавший прежде – это указывает на божество медицины Дханвантари – воплощение Вишну.
Сам Господь, который принял облик целителя и помогает исцелять обусловленные души. Именно к нему в первую очередь обращается Вабхата за защитой, за помощью, он Его приветствует, он Его прославляет и он говорит, что именно Он, исходя из этого текста становится понятным, что именно Он, Божество медицины Дханвантари способен искоренить рагу и три его производных.
Кроме того апурва означает предшествующий.
Вабхата указывает на цепь ученической преемственности, которая в ведической традиции называется парампара, которая исходит непосредственно от Дханвантари, то есть от Господа Бога. Есть несколько парампар в аюрведе.
Аштанга Хридаям принадлежит к линии, которая исходит от Брахмы. Брахма получил свое знание аюрведы непосредственно в медитации на Вишну. Дханвантари – это экспансия Верховного Господа, который отвечает за медицину.
Вся эта цепь ученической преемственности, которая снизошла до Вабхаты, он склоняется перед всей этой цепью ученической преемственности, тех врачей, которые стоят в этой ученической преемственности. И они также милостью Дханвантари способны исцелить этот корень раги из человека и три производных.
Несравненный незаурядный выдающийся целитель.
Аюрведа радио
АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua
Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.
АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa
Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.
Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.
Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.
Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!