Главная » Статьи » Культура » Интернет — это новая церковь

Интернет — это новая церковь

Эксклюзивное интервью с профессором славистики Нью-Йоркского университета Борисом Гройсом

Вы родились в Берлине в 1947 году. Сохранились ли какие-то воспоминания о послевоенном городе?
– Личных воспоминаний о Берлине у меня нет, только из рассказов родителей. Мой отец был откомандирован в Берлин Министерством энергетики и электрификации СССР. По его воспоминаниям, город находился в руинах – он уже был поделен на зоны, но движение между ними не было ограничено. Отец часто работал в американской оккупационной зоне, так как именно там находился центр комиссии по восстановлению электрификации Берлина. Затем в СССР началась антиеврейская кампания, и евреев, которые работали в ситуации «опасного соприкосновения с Западом», начали отзывать в Союз. Поэтому уже в 1950 году наша семья вернулась в СССР, причем не в Москву, где находилось Минэнерго, а в Ленинград: отцу казалось, что так будет безопасней.

Каким было ваше ленинградское детство?
– Когда мы переехали, я не очень хорошо говорил по-русски, так как до этого вокруг меня в основном был немецкий. Родители на всякий случай держали меня дома. В год смерти Сталина я пошел в школу, проучился четыре класса, после чего заболел – начались проблемы с позвоночником, и больше в школу я не ходил. Раннюю юность я провел, не выходя из квартиры, много читая.

До университета внешняя, социальная жизнь была мне практически не известна. Проучившись первый-второй курс, я перестал посещать занятия, появляясь лишь на экзаменах. Остальное время я проводил, общаясь с андеграундными поэтами и художниками или людьми, читавшими то же, что и я – Малларме, например, или Пруста. Общался с людьми старшего поколения, которые помнили Мандельштама, Хлебникова, Хармса или Малевича – в это время многие из них вышли из лагерей и устроились в Ленинграде.

С советским социумом я по-настоящему столкнулся, только когда поступил на работу. Ровно в этот момент началась новая волна «наездов» на евреев: за мою еврейскую фамилию и прогулы в вузе мне дали диплом без распределения, что означало невозможность получить работу в Ленинграде. Но мне повезло, в 1971 году на промышленных предприятиях стали активно внедрять проект системы автоматизированного управления экономикой. Под это дело открыли новые институты, и меня как выпускника отделения математической логики, знающего несколько иностранных языков, взяли в один из таких НИИ.

Как вы потом оказались в ФРГ?
– В 1976 году я переехал в Москву, где пять лет проработал на кафедре структурной и прикладной лингвистики МГУ. Мое общение с андеграундными поэтами и художниками в столице продолжилось, я стал писать об искусстве, и мои тексты перепечатывали западные издания. Это привлекло внимание КГБ. Меня задержали, причем демонстративно – на рабочем месте, перед глазами коллег. Потребовали отказаться от публикаций – я этого не сделал. Тогда мне сказали: «Мы, конечно, не угрожаем, так как угрожать запрещено советской конституцией, но у нас сложилось впечатление, что сама жизнь в своем диалектическом развитии покажет вам, что ваше место не в этой стране». Я намек понял и подал на отъезд. Если бы мне не предложили эмигрировать, сам бы я этого не сделал.

Виза на выезд оформлялась в Израиль?
– Да, официально все шло через процедуру воссоединения семей.

Но в Израиль вы не поехали?
– Я поехал в ФРГ, потому что у меня были там знакомые профессора в различных немецких университетах, они обещали мне помочь с работой. Так и вышло. Я быстро интегрировался в университетскую систему Германии.

Свернем резко в философию? Есть ощущение, что Китай с его «жесткой» системой справился с коронавирусом намного лучше, чем демократические США и Европа. Не станут ли и на Западе урезать права и свободы ради стабильности и выживания?
– Не думаю, что верен сам посыл: дело не в политической системе, а в национальном характере и укладе жизни. Западное общество достаточно декадентское и ориентировано на развлечения. Поэтому, когда его представителям мешают развлекаться, они начинают бунтовать. В Китае, Корее и Японии куда более дисциплинированное население, которое привыкло подчиняться правилам. Однажды мы останавливались в Южной Корее с моим приятелем в гостинице. Утром его не пустили на завтрак, так как он пришел в тапочках. Когда же он переобулся, то его не пустили, потому что завтрак уже закончился. Это лишь крошечный пример той жесткой дисциплины, которой следуют в азиатских странах.

Но разве появление «новой этики» и «культуры отмены» – когда за некие «неправильные» высказывания известного человека «удаляют» из информационного поля – это не шаг в сторону Китая и цензуры?
– Проблема в другом. Посмотрите на таких медиагигантов, как CNN или New York Times. Они ориентированы не только на всю Америку, но и на весь мир, а это значит, что им нужно учитывать реакцию аудитории в самых разных точках планеты и уж точно нельзя никого обижать, иначе не будет продаваться реклама, за счет которой они живут. Это не ущемление свободы слова. Вы не обязаны работать в мейнстрим медиа. Можно работать в более локальной среде, где вы сможете говорить и писать все что угодно. Поэтому речь тут идет не о цензуре, а о балансе мнений. Все, что сегодня не разделяется большинством – отсекается как с «левого» фланга, так и с «правого» для обеспечения рекламных продаж. Так что дело тут не в идеологии, а в экономике.

Интересно, что создатели интернета, со многими из которых я общался в 1980-е годы в Германии, были уверены, что создают «киберкоммунизм» – пространство абсолютной свободы, где нет частных политических и экономических интересов. В результате же интернет управляется 3-4 крупными корпорациями, основная часть доходов которых – реклама.

Получается, наш мир еще более глобален, чем мы думали.
– Конечно, и коронавирус лишь подчеркнул это. Заметьте, все региональное идет на дно, все глобальное – переживает бурный расцвет. Маленькие магазинчики за углом разоряются и закрываются, зато глобально ориентированные компании, как Amazon, богатеют. Пандемия сильно ускорила глобализацию, потому что выжить в такой ситуации может лишь глобальная корпорация. Ответ на глобальную эпидемию может быть только глобальным.

Другая часть нашего глобального мира – соцсети, которые настроены так, чтобы показывать лишь то, что нам нравится. Превратились ли мы в Нарциссов, любующихся собственным отражением?
– Показывая то, что мы запрашиваем в поисковиках, соцсети создают иллюзорный мир. Вопрос в том, как он связан с реальностью? Ответ: опять же через рекламу. Недавно в New York Times была интересная статья: ее автор состояла в группе в Facebook, где в основном находились противники Трампа, но было и несколько его сторонников. В какой-то момент последние просто исчезли. Она им позвонила, чтобы узнать, почему они ушли из группы. Выяснилось, что они никуда не уходили, просто алгоритмы Facebook настроены так, что скрывают посты людей с другой позицией. Зачем? Реклама продается лучше там, где у всех одинаковое мнение, а значит, и атмосфера более позитивная.

Я часто говорю своим студентам: интернет ­­– это новая церковь, где все исповедуются, но не получают никакого ответа. Современные люди привыкли общаться с пустотой, с отсутствующим партнером. Они интересуются собой и хотят сами что-то написать и себя прочесть, увидеть любимую кошечку на экране. Да, интернет считается средством коммуникации, но использующие его люди в большинстве своем не хотят коммуницировать. Сегодня это скорее средство самокоммуникации.

В кризисные эпохи человек ищет, на что опереться. Где сегодня искать почву под ногами?
– Я подумал бы об этом, если бы был моложе. Сейчас уже не хочется тратить время на обсуждение вопросов экзистенциального характера. Но если бы я был моложе, я бы провел аналогию между нашим временем и концом XIX века. Между эпохами много общего: национализм и вспышки расовых конфликтов, вместе с тем мощная экономическая конкуренция, глобализация и ощущение полной безысходности для индивидуума. Тогда был найден выход в спиритуализме – теософии и прочих мистических учениях. Сегодня многие художники тоже понемногу уходят в спиритуализм. Париж конца XIX века с Бодлером и Прустом – это сегодняшний Лондон, очень декадентский город. Мне оттуда время от времени присылают книги на рецензию. Все это молодые авторы, и все это сплошь спиритуалистические и апокалиптические видения.

Если следовать вашей аналогии, то затем нас ждет эпоха модернизма.
– Да, но только после войны. Пока мы живем в предвоенную эпоху. Спиритуализм был ответом на ощущение, что скоро все изменится. Модернизм же появился, когда все изменилось и нужно было творить все заново.

Алексей Сурин

источник — https://jewish.ru/


  ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЫ О ЗДОРОВЬЕ ПО АЮРВЕДЕ  🙏 Ayurveda_UA

АЮРВЕДА UA
https://t.me/ayurvedaua

Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.

Ayurveda_Portal

АЮРВЕДА ПОРТАЛ
https://t.me/ayurveda_rosa

Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.

Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.

Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.

Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!

Автор: Роса ТВ
Теги
20 уроков жизни Далай-Ламы
Куда исчезают Индиго?
Хотите добиться успеха в жизни? Рекомендуем метод «пяти пальцев»
Эмоции, которые мы заглушаем перееданием
Мекка и Медина
25 уроков Будды, которые помогут избавиться от волнений
Никого не обидеть невозможно, человек сам решает обижаться или нет
Каких женщин мужчины выбирают по знаку зодиака
Как избавиться от негативных жизненных установок
Васту для любви и гармоничных отношений
Экхарт Толле: Превращение страдания в сознание
Любить — это значит открываться
9 симптомов пограничного расстройства личности
Быть арием - благородным
Состояние красоты: как его запустить?
Секрет успеха: талант или твердость характера?
[shareaholic app="recommendations" id="23164192"]

Login


Lost your password?

РОСА ТВ - МІЖНАРОДНИЙ ПОРТАЛ ЗДОРОВЬЯ, АЮРВЕДИ ТА ДУХОВНИХ ПРАКТИК

 Виберіть, будь-ласка, мову перегляду та закрийте вікно хрестиком

  EnglishFrenchGermanItalianPolishRussianSpanishUkrainian