Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Психология в Аюрведе: Бхута Видья — Bhuta Vidya (Граха Чикитса — Graha Chikitsa)

Психология в Аюрведе: Бхута Видья — Bhuta Vidya (Граха Чикитса — Graha Chikitsa)

Бхута Видья или Граха Чикитса — это отрасль психологии и психиатрии в Аюрведе, которая рассматривает ментальные болезни. Некоторые учёные интерпретируют «bhuta» для обозначения призраков и духов, которые и вызывают аномальные психические состояния у человека. Другие же говорят о «bhuta» как о микроскопических организмах, таких как вирусы и бактерии. Эта отрасль занимается различными факторами, которые влияют на дисбаланс ума. 

Bhuta Vidya так же исследует причины в виде карм прошлых жизней, которые не имеют никакого объяснения с точки зрения трёх дош. Ментальные болезни, как правило, делятся на doshonmada (физические причины) и bhutonmada (ментальная основа).

Чарака в своём трактате Чарака Самхита описывает восемь основных психологических факторов, которые оказываются под воздействием ментальных расстройств. Ими являются:

  • manas (ум), 
  • buddhi,(разум, рассудок) 
  • smriti (память), 
  • sajna jnana (ориентация и реакция), 
  • bhakti (преданность), 
  • shila (привычки), 
  • cheshta (психомоторная активность), 
  • achara (поведение).

Симптомы ментального баланса (в соответствии с Аюрведой):

  • Хорошая память
  • Приём полезной пищи в одно и то же время
  • Осознание своей ответственности
  • Осознание себя
  • Поддержание чистоты и гигиены
  • Присутствие энтузиазма
  • Ум и проницательность
  • Смелость
  • Упорство
  • Оптимизм
  • Самодостаточность
  • Следование благим ценностям
  • Стойкость

Доктор Хемант К. Сингх, научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института лекарственных средств Индии при Правительстве, утверждает: «Психические расстройства, по существу, является результатом дисбаланса, потерянного равновесия, вызванного нездоровым взаимодействием между человеком и окружающей средой».
В одной из своих статей доктор Сингх обобщает классификацию широкого спектра психических состояний, описанных в аюрведических трактатах: Основные психологически проблемы вызваны следующими расстройствами –

  • kama (похоть), 
  • krodha (злость), 
  • lobh (жадность), 
  • moha (заблуждение), 
  • irshya (ревность), 
  • mana (гордыня), 
  • mada (эйфория), 
  • shoka (уныние, горе), 
  • chinta (тревога), 
  • udvega (невроз), 
  • bhaya (страх), 
  • harsha (счастье).

Аюрведические методы лечения заболеваний, затрагивающих ум, в основном основаны на астрологии, мантре и тантре.

Психологическое состояние (manas vikruti) можно классифицировать тремя дошами или аюрведическими типами тела: Вата, Питта и Капха.

Люди с дисбалансом Вата в аюрведической психологии проявляют симптомы страха, одиночества, крайней тревоги, нервозности, очень беспокойного ума и постоянной бессонницы. Пациент будет говорить тысячу слов в минуту, быстро менять темы во время разговора, все время куда-то спешить и требовать постоянного внешнего внимания. У пациента будет очень сухая кожа, грубые ломкие ногти и «шаткий» язык.

Люди с дисбалансом Питты в аюрведической психологии будут склонны к гневу, критике, суждению, истерическим настроениям и бесконечному анализу. Человек Питты говорит резко, нетерпеливо и лаконично и ожидает того же взамен. Пациент часто может быть лысеющим или преждевременно седым, подвержен веснушкам и воспалительным заболеваниям.

Пациенты с дисбалансом Капхи в аюрведической психологии проявляют тяжелый тип депрессии, жадности, привязанности и пасивности. Пациенты Капы ходят и разговаривают медленно и могут иметь избыточный вес. Некоторое время они могут задуматься над вопросом, чтобы ответить или сформировать мнение. Как только они решаются, тогда трудно изменить их мышление.

Дисбаланс психологического состояния manas vikruti в аюрведической психологии объясняется рядом факторов. К ним относятся продукты, которые создают больше возбужденности, несовместимое сочетание продуктов, токсины из подавленных эмоций, нерешенные эмоции, стресс, травмы и привычки к плохому обращению.

Психологическое состояние может быть сбалансировано, используя правильную диету доши, медитируя, следуя повседневному режиму и используя травы.

Аюрведический рецепт также предлагает растительные средства, которые можно использовать для успокоения ума. Желательно получить полную консультацию по аюрведе, чтобы помочь на пути к выздоровлению. Некоторые травы, традиционно используемые для разума, это Брахми (в виде порошка или в виде масла или в виде настойки), Брингарадж (порошок или как масло), Бакопа (порошок или как настойка) и Шанкапушпи (Shankhapushpi).

Природа разума (manas prakruti) — наша врожденная психическая конституция в аюрведической психологии. Это определяется шестым уровнем импульса. Он описан как восьмилепестковый лотос. Адепт-аюрведический специалист сможет определить, что такое манас пракрити, хотя это тонкая и изысканная оценка пульса. Каждый из восьми лепестков связан с ведическим божеством и атрибутами этого божества. Эти атрибуты будут раскрывать такие качества, как сострадательный, интроспективный, субъективный и т. д. Оценка пульса определит, какой из этих лепестков активирован.

Если взглянуть на аюрведическую психологию, мы можем охарактеризовать ум человека как попадание в одну из трех категорий. Саттва — это чистота, ясность, истина и равновесие. Раджас — это активность, страсть, динамизм и изменчивость. Тамас — это инерция, пасивность, тяжесть и нерешительность. Аюрведа также классифицирует продукты в качествах (гунах) саттвы, раджаса и тамаса. Для каждой гуны есть соответствующие божества. Саттва связан с Брахмой, раджасом с Вишну и тамасом с Шивой.

В аюрведической психологии мы обращаем внимание на то, как функционируют органы чувств. Чтобы поддержать носовой проход, мы можем использовать травяные носовые капли. Против проблем с ухом Аюрведа предлагает специальные рецептуры. Аюрведа имеет травы, чтобы помочь горлу или помочь при вокальных трудностях. Существуют также травяные добавки против нарушений сна. Проконсультируйтесь с вашим врачом, если вы принимаете какие-либо лекарства, прежде чем принимать травяные продукты.

В Ведической астрологии или Джйотиш Луна связана с умом, поскольку она непостоянна в своих нарастающих и убывающих качествах. Мы часто можем рассказать о состоянии своего ума, исследуя Луну в диаграмме рождения.

Аюрведическая психология утверждает, что физические и умственные природа и состояние (пракрити и викрити) идут рука об руку. Аюрведа учит, что каждый из нас рождается с уникальным конституционным балансом – пракрити (prakruti). Prakruti определяется природой наших родителей, а также обстоятельствами нашего рождения. Эмоциональное и физическое состояние нашей матери, сезон и местонахождение нашего места рождения являются определяющими факторами в нашем конституционном балансе. Когда наш пракрити становится несбалансированными из-за внутренних и внешних факторов, становятся викрити. Пракрити и викрити идут рука об руку. Мы не можем отделить наши мысли от наших тел. Все взаимосвязано. Чтобы вести жизнь по-настоящему в гармонии с природой, мы должны также жить гармонично с самим собой и обществом. Понимая аюрведическую психологию и балансируя наши доши, мы также можем существовать в большем состоянии равновесия.

Автор: Роса ТВ
Теги
Лето. Уход за кожей
Сидеть - болеть
Кунжутное масло - драгоценность аюрведы
#100runningdays: Как я решила бегать каждый день и что из этого вышло
Вкусное вегетарианство по Аюрведе
Это удивительное растение способно убить до 98% раковых клеток уже в течение 16 часов!
Традиция Будды Медицины
Домашние средства Аюрведы или жизнь без лекарств
Академик РАМН Владимир Козлов: "Человек в китайской медицине — это энергетическая модель Вселен...
Диначарья: путь к гармонии
Лечение давления народными средствами
Врач-косметолог Айгуль Ибатуллина об аюрведе: Не казаться, а быть молодым
108 путей к болезням с точки зрения Аюрведы
Оздоровление ладонями от японского целителя Кацудзо Ниши
Парфюмы + ароматы: стимулирующие ароматы для Капха доши
Замедлители старости

Login


Lost your password?