Главная » Йога и Аюрведа » Аюрведа » Одно- и двудошные типы конституции (ниндья) – наказание или урок

Одно- и двудошные типы конституции (ниндья) – наказание или урок

Михаил Альбертович, давайте мы плавно перейдем к понятию нинды.

Еще раз прочитаю концовку текста:

«Природа, возникшая из равной пропорции трех доша, называется сама дхату пракрити, она является идеальной и наилучшей.

Природа, возникшая из сочетания двух доминирующих дош, является ниндья – ущербной…

Ниндья пракрити – ущербные типы природы тела. Тема для размышлений…

Ванва джа, что означает двойственный конституциональный тип и эко доша джа (однодошные типы природы), они называются ниндья или ущербные типы телесной природы.

Ниндья – это слово прилагательное происходит от слова «нинда». Нинда с санкристского словаря переводится как порицание, упрек, обвинение, осуждение, укор, позор, оскорбление и т.д., несправедливость, произвол, насилие, надругательство и также это означает одно из восьми мирских состояний. Это из буддистских книг взято, что это мирское состояние.

Нинда – это как какое-то наказание, и здесь можно сделать вывод, что когда мы говорим о трехдошной конституции (сама дхату пракрити), что это награда за что-то, т.е. трехдошная конституция считается наилучшей и лучшей не бывает уже и это считается наградой, а то, что те природы, которые начинаются с двух дош и также однодошные, они являются неким наказанием.

Так вот за что, Михаил Альбертович? Как Вы думаете, что это означает?

Что это за ущерб, упрек, осуждение и т.д.? Укор какой-то нам делает природа… J

Давайте попробуем порассуждать.

Наверное, ключом к пониманию того, что есть награда и «наказание», как урок определенный, надо позитивно это воспринимать. В Аюрведе нет ничего негативного.

Ключом к пониманию этого вопроса, наверное, является такое понятие, как злоупотребление свободой выбора человека в прошлом. Т.е. мы живем не одну жизнь и нам дана всегда свобода выбора, т.е. у каждого из нас она существует, и мы можем ее использовать правильно, т.е. согласно своему предназначению, согласно той природе, которая у нас имеется. И тогда мы становимся гармоничными.

Т.е. мы не злоупотребляем тем, что нам дано и в тоже время используем это очень правильно. Например, я имею однодошную конституцию и если я ее использую правильно, не злоупотребляю, то тогда я буду чем-то награжден – я правильно понимаю?

— Да, это можно так понять. Или Вы имеете ввиду в прошлом?

— Ну, да. Сейчас, я, например, закладываю будущее свое.

— Да.

Давайте какие-то конкретные примеры приведем.

Если, например, человек имеет преобладание Ваты (Вата доши), но он стремится занять лидерскую позицию в этой жизни. Лидерская позиция предполагает доминирование элемента огня, т.е. это Питта доша. Таким образом, мы начинаем перенапрягать свое тело, изменять его, т.е. увеличивать в нем то, что не является достаточным. Например, в данном случае элемент огня. То получается в следующей жизни, такой человек будет лишен такой возможности использовать эти лидерские качества. Как частный пример.

Если человек Питта доши злоупотребил властью, например. Или он будет иметь ослабленную Питта конституцию, которая будет также постоянно выходить из равновесия за счет того, что у него будет склонность к злоупотреблению, т.е. врожденная такая психоэмоциональная склонность к злоупотреблениям в основном связанная с раджасом. Чаще всего так бывает. В результате его действий, он будет, как здесь дан перевод нинда – порицание, упрек, обвинение, осуждение, укор, позор. Он будет так выглядеть в социуме, что результатом его деятельности будут вот эти вот явления. Потому что люди будут его упрекать.

Помните, мы говорили, один из переводов сатва – это безупречность. Т.е. никто не упрекнет тебя. Если ты находишься в сатва гуне, и все действует гармонично, то кто тебя будет упрекать.

Отсутствие упрека может возникнуть тогда в сама дхату пракрити. Т.е. если человек сатвично себя ведет, то в следующей жизни он может быть награжден вот этой вот сама дхату пракрити? Мы можем это предполагать, но не 100%. Трехдошная конституция очень редко встречается.

Сатва гуна предполагает гармонизацию той конституции, которая уже есть у человека.

Не смотря на то, что у человека может быть хина ослабленная конституция, платформа сатва гуны позволяет гармонизировать ее. Находить выгоду в невыгодной сделке можно через сатва гуну.

Получается сама дхату пракрити – это гармония («сама» — гармоничный, «дхату» — устойчивый).

Это награда в чем, что человек очень устойчив по болезнетворным факторам, во-первых, во-вторых, он очень устойчив по жизни. Он может заниматься любой деятельностью, которой могут заниматься люди разных конституциональных типов.

Человек эка доша джа пракрити (однодошный) имеет определенные гуны, определенные качества и он ограничен, не может проявить больше природу Питты или природу Капхи, например, в деятельности какой-то. Или в питании он должен очень строго-строго придерживаться вот этой Вата диеты.

Эка доша джа, почему она слабая, если человек в питании чу-чуть отступит от предписанной ему диеты, и это сразу сказывается на состоянии его здоровья.

Двухдошные они имеют более широкий диапазон. А трехдошный очень приспособлен, т.е. он может заниматься любой деятельностью, его не сильно выводит из равновесия какие-то нарушения в питании, например, он очень устойчив. И поэтому это является наградой, удачей и это редко встречается.

Удачей, которую человек сам обрел, ведь на самом деле удача, она таки зависит от наших действий в прошлом.

Такому человеку гораздо легче находится в материальном мире.

Но можно ли сказать, что если человек имеет однодошную или двудошную конституцию, если он строго следует предписанной ему деятельности в питании, поведении, правильно со временем живет, т.е. правильно ведет себя в сутках, в году, так как предписано его доше, можно сказать, что он также защищен и нет проблем?

Могу добавить, что, если при этом он стает на платформу сатва гуны.

Сатва гуна уравновешивает, гармонизирует даже то, что выведено из равновесия и не гармонично изначально. Т.е. материальная природа тогда не сильно беспокоит человека. В сатва гуне человек находится в состоянии равновесия и болезни не сильно касаются его.

Это как условие. Потому что если человек следует всему строго согласно своему типу конституции, но при этом не стает на платформу сатва гуны, что в принципе, возможно, то тогда это будет такая зыбкая платформа, материальная платформа его тела. Потому что любое отклонение может вызвать проблемы со стороны здоровья, например или психоэмоциональные проблемы. Сатва гуна гармонизирует.

Можно ли тогда сказать, что целью Аюрведы является выведение человека как раз на платформу сатва гуны?

Если мы говорим о терапевтических целях, то здесь можно выделить два момента.

Первый, это то, что Вы сейчас назвали и он основной – это выход на платформу сатва гуны. Потому что это единственная платформа, на которой человек может заниматься самоосознанием. А это и есть последующий этап, следующая цель аюрведической традиции.

Второй момент, который дополняет именно на телесном уровне, вот этот переход на платформу сатва гуны, это уравновешивание вот этих телесных дисбалансов.

Т.е. есть двадцать качеств материальной энергии, которые объединены в десять противоположностей. И природа подразумевает, что у нас есть перекос в какой-то полюс. Например, преобладает сухость, или легкость и тогда мы должны действовать по принципу противоположного – это тоже одна из целей Аюрведы – уравновешивание телесной природы.

Например, у нас Вата доша доминирует – избыток сухости, нужно постоянно об этом думать. Нужно увлажнять, промасливать постоянно. Но если человек находится на платформе сатва гуны, то он уже делает естественным образом.

Т.е. получается, что именно сатва гуна позволяет увидеть свои качества правильно и правильно подобрать эти противоположности, гармонизировать, выбрать род деятельности для себя. Именно сатва гуна – это как платформа, с которой мы можем увидеть свои качества телесные и дальше двигаться. Это как платформа, которая нам необходима для того, чтобы развиваться.

Духовное развитие, как мы сказали, начинается с платформы сатва гуны.

Хотя ведь иногда бывает, что и страдания вынуждают человека обратиться к духовности. Но именно на пути духовности, я так понимаю, всеравно, придется достигнуть этой платформы сатва гуны, иначе не продвинешься далеко.

Вопросы:

Скажите, пожалуйста, а деятельность отца влияет на ребенка, и в какой степени по сравнению с матерью?

 Деятельность отца на момент вынашивания ребенка влияет на состояние матери в момент вынашивания ребенка и таким образом косвенно влияет на состояние ребенка. Естественно, если отец совершает какие-то неблаговидные поступки, мать это будет беспокоить. Таким образом, это будет естественно сказываться на состоянии ребенка.

Потому что одна семья – это как одно тело нужно рассматривать. Нужно рассматривать отдельно. Если отца рядом нет, тогда это больше зависит от матери, но отец в соответствии с ведической традицией и вообще вся семья, включая поколение старшее (бабушки и дедушки), все они должны обеспечить очень мирную, тихую, спокойную атмосферу для матери, которая вынашивает ребенка.

Мать, например, в момент беременности, в связи с ведической традицией, то она не должна работать, она должна находиться дома практически всю беременность, она даже домашнюю работу не должна выполнять. Только то, что ей хочется и ей по силам. Её ограждают от всей домашней деятельности практически.

В тот момент, когда она рожает, и родила, после того, как она родила, 40 дней ее вообще не трогают, её выхаживают после родов,  ей делают и ребенку тоже масляные растирания. И только после 40-ка  дней приглашают друзей, родственников, чтобы показать ребенка.

Потом ограждается мать, когда она кормит ребенка. Это основной деятельностью считается.

Это все должен обеспечить в первую очередь отец ребенка. Спокойное состояние матери. Если состояние у матери уравновешено, тогда соответственно, конечно, и будет уравновешено состояние дош.

Очень часто бывает так, что дети рождаются больными, потому что отец неправильно себя вел в момент развития плода. Например, оскорблял мать, ругал ее, иногда избивают даже, изменяют, например, женщине, которая беременна и женщина это очень плохо переносит, ребенок рождается больным, потому что состояние ума матери очень сказывается на плоде.

Если у человека хина пракрити, что нужно делать? Постоянно ее поддерживать или можно как-то ее усилить?

Можно усилить хина пракрити путем следования правильной деятельности. Если мы разбираем семь типов конституции, то хина пракрити, как мы сказали, это однодошный тип. Здесь просто нужно очень строго следовать тому, что предписано для данной доши.

Если мы смотрим среди однодошных, то самая слабая – это Вата пракрити. Здесь наиболее строгим нужно быть относительно питания, поведения, человеку именно Ваты.

Третий момент, нужно усиливать оджас – это такая сила, которая предохраняет тело человека от болезней с одной стороны, и с другой стороны, эта та же самая сила, которая дает способность сопротивляться болезни, которая пришла. Укрепляя оджас, например, продуктами, которые содержат в себе много оджаса.

Например, если горячее молоко на ночь пить, то оджас усиливается.

Топленое масло усиливает оджас.

Мед усиливает оджас.

Усиливает оджас поведенческие рассаяны, например. Когда человек делает другим добро, то таким образом он усиливает свою конституцию.

Садврита или садачара рассаяна, когда человек делает правильные поступки, таким образом, природа вознаграждает его здоровьем.

Есть продукты, которые, например, забирают оджас. Мясо считается продуктом, который много оджаса не дает. Гнилые, например, продукты. Сыр обычный ферментированный сыр (гнилые сыры) требуют для своего переваривания как раз энергию оджаса, потому что там гниение происходит. Есть даже вот эти гнилые сыры с плесенью французские, их так ценят,  и т.д. такие продукты забирают оджас, например.

Укрепить хина пракрити можно правильному следованию того, что нам предписано и укреплению оджаса.

Что может влять на ослабление оджаса:

  • Когда человек очень много работает физически, умственно (перерабатывает) – трудоголизм. Активно человек должен работать четыре часа.
  • Отсутствие пищи, когда человек недоедает. Даже если он будет следовать диете, которая предписана для его конституционального типа, но недоедать, недополучать питательных веществ – оджас будет ослабляться.
  • Слишком сухая пища ослабляет оджас. Пища должна быть маслянистая – очень важный фактор, особенно для людей Ваты. Хина пракрити больше масла нужно употреблять, особенно топленого масла.
  • Когда несовместимость пищевая – когда пищевые продукты несовместимые одновременно используют.
  • Чрезмерные размышления. Когда человек очень много беспокоиться и в его уме очень много размышлений. Суетливый ум, когда человек не может остановиться – думает, думает, думает что делать, кто виноват и т.д. Внутренний безостановочный диалог.
  • Тревоги, горе, гнев, страх – отрицательные эмоции.
  • Недосыпание.
  • Травмы психические и физические.
  • Когда эпидемии, инфекции – укреплять оджас.
  • В Аюрведе также еще есть такой момент, что злые духи могут нападать на человека и ослаблять его оджас, т.е. какие-то тонкие существа.
  • Истощение ткани, особенно истощение шукры (семени) – должна быть очень урегулирована половая жизнь. Человек должен чувствовать этот момент, когда терять семя, когда нельзя терять семя. В Ману самхите сказано, что терять семя мужчине положено один раз в месяц. Тогда, если он в семейной жизни живет, в семье это приравнивается к брахмачарье даже.
  • Потери крови или избыточное выделение Капхи. Например, когда рвотные процедуры делают. Оджас очень тесно связан с Капха дошей. Избыточные очистительные процедуры, когда делаются. Людям Ваты, например, она просто противопоказана.
  • Отравление ядами, например, кофе, алкоголь, табак, наркотики, чай.

Скажите пожалуйста, получается избавление от раги – это основная цель исцеления?

Да.

Связаны ли как-то доши с генетическим кодом человека?

Да. То, что генетики пытаются прочитать с помощью ДНК, это такое научное усложнение того, о чем легко и просто написано в Аюрведе на самом деле.

Т.е. они приходят к тому же самому.

Те вещи, которые описываются генетическими терминами очень сложны для понимания. Те же факторы, которые влияют. Да, просто разным языком эти вещи описываются.

При травме позвоночника как можно себе помочь, грыжа в пояснице?

При грыжах делают процедуры специальные аюрведические. Панчакарма.

Самая первая процедура, которая должна делаться басти – я имею ввиду ванночки из масла на ту область, где находится грыжа. При грыжах поясницы делается кати басти (кати означает поясничный) – поясничные ванны. Делается из теста (лучше брать тесто напополам сделанное из ячменной муки и из муки маша (можно взять гороховую муку, но лучше все-таки маш) – маш и ячмень 1:1 из этого делается тесто. Из теста делается бублик примерно 15 см в диаметре и кладется вокруг центра. Центром является то место на позвоночнике, где боли находятся больше всего и где сама грыжа, лучше всего, где грыжа. И этот бортик/бублик из теста очень тщательно приклеивается к телу, к коже его нужно просто приклеить надавливанием большим пальцем, потому туда наливается горячее масло.

Например, используют масло Маханараян таил. Это масло нагревают до очень достаточно высокой температуры, естественно, чтобы оно было терпимо. Кто-то должен это делать. Масло греется и нужно проверять температуру масла на внутренней стороне руки предплечья того человека, который делает. Т.е. он сам меряет как бы эту температуру своим телом. Масло не должно обжигать, оно должно быть как можно более горячим.

Ставится обычно два пальца на кожу внутри этой баранки и человек льет на свои пальцы и через пальцы масло протекает, через пальцы, чтобы контролировать тоже температуру. Наливать масла где-то на два пальца – сантиметра три-четыре. Чем выше бортик, тем лучше.

Оставляется на какое-то время. Просто палец опускаем в это масло – если оно остыло уже, оно вычерпывается. Минут пять-десять оно остывает.  Если сильный избыток ветра, очень быстро остывает масло, забирает тепло очень быстро.

Обычно масло вычерпывается (впитывается) куском ваты, вату нужно хорошую хлопковую, она впитывает. Или деревянной ложной можно вычерпать и подлить туда опять горячего масла. То масо, которое мы забрали, оно опять отжимается в эту посудину и греется масло, и так по кругу в течение минут 30-40 – это оптимальное время, можно до часа это делать, но лучше минут 30-40, чтобы не перегреть.

Лучше всего сделать в течение двух недель эту процедуру. Каждый день, две недели во время Ваты, где-то с 4 до 6 часов утра или с 16 до 18 часов вечера лучше всего.

Кроме этого можно ставить микроклизмы. Берется масло, можно использовать то же масло Маханараян или брать кунжутное масло, где-то 70 мл нужно ставить ежедневно также. Лучше всего после завтрака это делать. При этом кишечник должен быть опорожнен до завтрака. Ставится клизма масляная. Только нужно ее ставить не из резиновой груши, ни в коем случае. Нужно ставить лучше всего из шприца – жане, есть такой шприц. Если у него наконечник недостаточно длинный, то одевают еще катетор резиновый и вводят вот это масло. Изнутри также нужно промасливать.

Вата доша – это проблема Вата доши, особенно если это поясничный отдел позвоночника, это 100% Вата доша. Первое действие, которое нужно тут совершить – это промаслить и прогреть.

Внутрь можно можно еще принимать Ватари рас или корень клещевины от 1-2 ч. л. до еды за минут 20-30 вовнутрь настой горячий. В Аюрведе этот корень клещевины называется эранда или препарат ватари рас (табл. по две три раза в день перед едой за 30 минут).

Бывает, что грыжа лечится таким способом, излечить можно.

Как определять пракрити у любого человека по карте рождения, по гороскопу

Это не связано с тем здоровый или нездоровый ребенок родился, поскольку мы определяем врожденную конституцию, и она не меняется в течение всей жизни.

Т.е. это нужно понять, что изначальная конституция никогда не меняется.

В течение жизни на нее могут влиять различные внешние факторы, и мы можем исходить из того, что эти влияния не изменяют нашу конституцию, а как бы накладываются на нее. Изначально конституция никогда не меняется.

Поэтому мы можем это определить с помощью гороскопа. Общая схема, более точно может определить только профессионал.

Необходимо иметь программу на компьютере по джйотишу, например грахас.

Когда составляется уже гороскоп, есть несколько параметров, которые влияют на формирование пракрити.

Самые главные три параметра – это положение солнца, луны и асцендента (линии горизонта на момент рождения – лагна на санскрите).

По этим трем параметрам можно видеть какая конституция у человека по положению в знаках. Т.е. где находится асцендент, солнце и луна, особенно важно для мужчин, где находится солнце, для женщин – где находится луна.

Эти параметры можем рассматривать как 100% вклад в формирование конституции, другие планеты вносят меньший вклад.

Как влияет та или иная планета – нужно посмотреть в каком знаке она находится.

У нас есть 12 знаков зодиака, соответственно три доши.

Для каждой доши у нас получается четыре знака.

Положение той или иной планеты или асцендента в воздушных знаках, т.е. это Близнецы, Весы и Водолей и также знак Девы – положение в этих четырех знаках определяет вклад формирования Вата доши.

Положение планеты или асцендента в огненных знаках, Овен, Стрелец, Лев, Скорпион определяет вклад формирования Питты доши.

Остальные знаки — земные Козерог, Телец и водные Рыбы,  Рак – они вносят свой вклад в формирования Капха.

Если они вносят за 100% формирования вклад возьмем, то такие планеты как Марс Меркурий и Венера вносят примерно на 60% вклад в формирование пракрити.

Юпитер и Сатурн – примерно на 40%.

Раху и Кету примерно на 20%.

Первая часть лекции – Деха пркарити.

 

Автор: Роса ТВ
Теги
Аюрведа: общие правила приема пищи
Базилик. Лечебные свойства. Аюрведа
Рецепты счастья по аюрведе: мать, царица, дочь
Очень важно, куда направлена ваша голова во время сна
Теплая вода - нектар для организма
Инсулин: гормон здоровья и долголетия
Съешьте кусочек хурмы, и вот что произойдет с вашим организмом
Константин Коротков: «Как измерить ауру?»
Кора осины — природный заменитель аспирина, а также лекарство от многих хворей
Аюрведическая медицина. Первая помощь при различных заболеваниях
Картофель в Аюрведе
Масляное полоскание: Практика, которой около 3000 лет!
Садачара или Этикет по Аюрведе
Брахми (индийский щитолистник) – тоник для мозга и не только
7 причин выбрать аюрведическую косметику
О коллективной и индивидуальной карме

Login


Lost your password?